Бороться за свои жилищнокоммунальные права без официальной поддержки все одно, что идти на медведя с насосом.
Получив платёжку за коммунальные услуги, невольно осознаёшь, в какой роскошной квартире проживаешь. Рука зудит и тянется к перу , чтобы накропать жалобу. Среди популярных в народе адресатов — управление Роспотребнадзора по Белгородской области.
В адрес управления за девять месяцев сего года поступило около 130 обращений на нарушение прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг. Граждане по традиции жалуются на неисполнение управляющими компаниями обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоэтажек, необоснованные расчеты стоимости электроснабжения в местах общего пользования, ненадлежащее оформление актов о непредоставлении коммунальных услуг. Встречаются и челобитные по вопросам правомерности действий коммунальщиков при установке и поверке приборов учета.
Авторитет у областного управления Роспотребнадзора вполне заслуженный. С начала года сотрудники управления провели дюжину проверок и 8 административных расследований в сфере защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. В итоге виновных привлекли к административной ответственности и оштрафовали более чем на двести тысяч рублей. Но куда важнее, что беспредельщикам выдали предписания о прекращении нарушений законных прав граждан и представления об устранении причин (условий), которые тому способствовали.
Один пример. По материалам проверки соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведенной Старооскольской городской прокуратурой с привлечением специалистов управления Роспотребнадзора, должностные лица ООО «жЭУ- 1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ- 8/1», ООО «ЖЭУ-8/2» и ООО «Свердлова-жильё» были привлечены к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ.
Порой права потребителей приходится защищать в судебном порядке. В этом случае специалисты управления Роспотребнадзора привлекаются как для участия в судебных заседаниях, так и для подготовки заключений.
Одна из жительниц областного центра подала в суд иск, требуя взыскать с ООО ЖЭК «Свой дом» денежную компенсацию за ненадлежащее оказание услуг по содержанию жилья.
Мировой суд Западного округа Белгорода 30 октября принял решение признать требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. Однако далеко не все поступающие от граждан в управление Роспотребнадзора обращения входят в его компетенцию. В таком случае, в соответствии с ч. 4 ст. 8 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006 г.), их направляют по подведомственности. За девять месяцев в Государственную жилищную инспекцию Белгородской области для рассмотрения и принятия решения были переданы около тридцати материалов.
В компетенцию Государственной жилищной инспекции входит проверка соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
В сфере ее внимания: содержание общего имущества в многоквартирном доме, управление многоквартирными домами, выполнение управляющей компанией, ТСЖ, или ЖСК услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоэтажке, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определение размера и внесение платы за коммунальные услуги, другие обязательные требования к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, которые установлены действующим законодательством.
Со всеми этими злободневными вопросами гражданам надлежит обращаться не в управление Роспотребнадзора, а в Государственную жилищную инспекцию по Белгородской области, которая находится по адресу: Белгород, Белгородский проспект, 85-а, тел. 35-30-67.