К сожалению, многие женщины XIX века были либо забыты историей, либо остались в тени своих знаменитых родственников. К представительницам женского пола, даже дворянкам, относились как к находящимся по положению ниже, чем их известные братья, мужья, отцы и т.д. Сегодня мы понимаем, что это несправедливо — ведь в русской истории найдется немало женщин с интереснейшей судьбой и замечательным талантом. Среди них есть та, которая стала связующим звеном между двумя нашими великими земляками — философом Николаем Владимировичем Станкевичем и актером Михаилом Семеновичем Щепкиным. Имя ей —Александра Владимировна Щепкина—Станкевич.
В «дворянском гнезде»
Она была моложе своего брата Николая Станкевича одиннадцатью годами. Александра родилась в 1824 году в селе Удеревка Бирюченского уезда Воронежской губернии (ныне — село Мухоудеревка Алексеевского района Белгородской области). Семья Станкевичей была одним из тех «дворянских гнезд», которые стали особенно крепкими в первой половине XIX века. В ту пору семейственные связи были необычайно сильными. Позднее они начали постепенно распадаться, а нити, связывающие большой родовой клан, понемногу ослабевать.
Тогда же семейство Станкевичей постепенно разрасталось. Четыре сестры, пять братьев… Они все горячо любили друг друга. Старшие заботились о младших. Особую нежность питали все к Николаю Владимировичу.
Желая дать детям хорошее образование, глава семейства Владимир Иванович поместил сыновей в гимназию, девочек обучали дома, приглашая к ним русских учительниц и гувернанток. В доме были приняты семейные чтения. По вечерам большая семья собиралась в гостиной, где читали преимущественно немецких писателей, в особенности Гофмана и Шиллера, под влиянием которых складывались романтические наклонности детей. Нередко ставили домашние спектакли, и все без исключения очень любили музыку. Старшие сестры прекрасно пели, Николай с большим чувством играл на фортепиано.
Кружок брата и семья Щепкиных
В 1831 году Николай, учась в Московском университете, собрал вокруг себя группу единомышленников — с ними он пылко обсуждал вопросы «о Боге, о правде, о поэзии». Так образовался знаменитый кружок Станкевича, наиболее известными участниками которого стали историк Тимофей Грановский, критик Виссарион Белинский, публицист Константин Аксаков.
С кругом друзей Николая Станкевича Александра Владимировна была знакома с ранней юности, но особенно сблизилась с этими людьми в 1840 году, после смерти брата. Самые тесные отношения связывали ее с Тимофеем Николаевичем Грановским, которому посвящены многие страницы ее мемуаров. Именно в этом кругу встретила она в 1845 году Николая Михайловича Щепкина, сына знаменитого актера, и в 1848 году вышла за него замуж. «Семья М.С. Щепкина, — вспоминала она, — была в дружественных отношениях со всем кружком знакомых Грановского и Кетчера. Поселившись в Москве с мужем моим Н.М. Щепкиным <,…>,, мы также примкнули к этому кружку в конце 1849 года».
Это был счастливый брак. Александра Владимировна стала матерью шестерых детей, помимо этого в своем доме воспитала бедную девочку, ставшую для одного из сыновей женой. Также в их доме воспитывался и сын рано умершего брата Дмитрия. Но никто из круга Станкевича и Грановского не вспоминал позднее об Александре Владимировне. Это несправедливо, но довольно обычно: как большинство женщин того времени,
она не занимала какого-то особого, своего места в этом кружке. Поэтому сначала к ней относились как к сестре известного философа, потом — как к жене Николая Щепкина. Только письма к ней и ее мужу актера М.С. Щепкина убедительно показывают, какие теплые отношения соединяли Александру Владимировну с самим Михаилом Семеновичем, а также со всеми, кто окружал его.
Литературная деятельность
Александра была всесторонне одаренной личностью. Дворянка, получившая домашнее образование, занималась различной творческой деятельностью: Александра Владимировна не только мемуаристка, но также прозаик, поэтесса, журналистка. Как писательница Щепкина-Станкевич тяготела к изображению старого русского быта. Она автор изданных в Москве сборников рассказов «Родные места» (1874), «Без работы» (1886), «Мельница в овраге» (1887) и других, а также исторического романа «На заре» (1886), «Бояре Стародубские» (1897, 1898). Ее романы были переизданы в 1997 году в Москве.
В историческом романе «Бояре Стародубские» изображены последние годы царствования второго царя из дома Романовых Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и воцарение после его смерти сына Фёдора, а также важнейшие события того времени — Чигиринский поход, раскол Русской церкви. Роман же «На заре» посвящен эпохе императрицы Елизаветы Петровны, зарождению русского театра и той роли, которую сыграла эта артистически одаренная государыня в становлении культуры и науки страны. В романах широко показаны быт, нравы поместного дворянства и столичного барства, во все века являвшиеся сколком с эпохи, создаваемой личностью того или иного правителя.
Дожив до глубокой старости, Александра Владимировна оставила замечательный документ — мемуары «Воспоминания Александры Владимировны Щепкиной», вышедшие в печать в Сергиевом Посаде в 1915 году, за два года до ее кончины. 14 марта 1917 года ее не стало в Москве, в самое неспокойное революционное время. Один из экземпляров мемуаров хранится в фонде редких изданий Белгородской научной библиотеки.
В своих «Воспоминаниях» Александра писала: «Вспоминая все давно пережитое, все, что было мило и дорого в прошлом, можно увлечься и много говорить о том, что интересовало нас лично, — но, может быть, не привлечет читателей мемуаров… В воспоминаниях, однако, сохраняется живой очерк старого семейного быта и нравов общества в прошлом…». Именно благодаря этим мемуарам мы можем узнать семейство Станкевичей, а также познакомиться со многими представителями кружка Станкевича и его друзей. В том числе Алек-
сандра Владимировна целую главу посвятила своему знаменитому свекру — Михаилу Семеновичу Щепкину, о котором написала с большой душевной теплотой.
Образ русской женщины
В этой книге предстает перед нами необычайно привлекательный образ высокообразованной русской женщины, молодые годы которой прошли в близком общении с М.С. Щепкиным, Т.Н. Грановским, И.С. Тургеневым, В.Г. Белинским, В.П. Боткиным. В своей книге Александра Владимировна рассказала об укладе своей семьи, о воспитании детей, обо всем том, что сформировало характер ее брата, человека, названного впоследствии его биографом П. В. Анненковым образцом гуманности. О Николае Станкевиче писали и рассказывали многие современники. Он был личностью эпохальной, и, вероятно, лучше всех показал это Герцен в «Былом и думах». Рассказ же Александры Щепкиной, незатейливый и простодушный, интересен тем, что в нем раскрываются истоки личности, повлиявшей на умы целого поколения.
Занимателен тот факт, что сын Николая Михайловича и Александры Владимировны, Вячеслав Николаевич Щепкин, как и племянник Николая Владимировича Станкевича — Алексей Иванович Станкевич работали вместе и были основателями и первыми сотрудниками Московского исторического музея.
Также следует отметить и то, что в Москве, в семье Щепкиных-Станкевичей, в домашнем архиве доктора исторических наук, профессора Марфы Вячеславовны Щепкиной (1894-1984), внучки Н.М. Щепкина и А.В. Щепкиной, хранится семейный альбом. В него вошли фотографии многих представителей этого славного рода. Таким образом, их имена навсегда вписаны в театральную и историко-литературную жизнь России XIX-начала XX веков. А владелицей и основной собирательницей фотографий родных, близких друзей и знакомых современников была ее бабушка — Александра Владимировна Щепкина. Год 1848-й, ноябрь, когда Александра Владимировна выходит замуж за Николая Михайловича Щепкина, сына великого русского актера М.С. Щепкина, можно справедливо назвать годом рождения семейного альбома.
Портрет художника Станкевича
Среди фотографий и изображений представителей семейства Станкевичей отдельно стоит сказать о портрете Александры Владимировны. На нем изображена молодая женщина. Тонкое лицо, обрамленное темными волосами, светло и немного печально. Печальны и глаза. Во взгляде, проницательном и спокойном, светятся ум и доброта. Руки изящно сложены на коленях. В тонких пальцах, чутких и трепетных, зажата лорнетка. Фигура скромно сидящей молодой женщины в темном платье со светлым кружевным воротничком полна обаяния и достоинства.
Портрет был написан во время свадебного путешествия А.В. Щепкиной-Станкевич и Н.М. Щепкина по Италии. Автор портрета, художник Александр Станкевич, был учеником Карла Брюллова. По случайному совпадению живописец носил фамилию портретируемой модели. В связи с этим в научной литературе возникает ошибочное мнение о родственных связях художника с семьей философа Н.В. Станкевича. Так, портрет художника А. Станкевича, написанный Г.И. Семирадским (1843-1902), ошибочно помещают в портретную галерею рода Станкевичей.
Портрет Александры до 1984 года хранился у сестер Щепкиных. После смерти М. Щепкиной он был передан ее сестрой, согласно завещанию, в дар Государственному историческому музею.
Доброта, любовь, понимание, отзывчивость, уважение — вот та атмосфера, в которой воспитывались дети, внуки, правнуки Щепкиных-Станкевичей, славной русской фамилии, из которой вышли актеры и юристы, историки и математики, палеографы и общественные деятели, переводчики и писатели. Марфа Вячеславовна Щепкина вспоминала, что незадолго до кончины ее бабушка Александра Владимировна Станкевич попросила почитать вслух письма брата Николая. После того, как внучка закончила чтение, Александра Владимировна некоторое время лежала, закрыв глаза, затем тихо произнесла: «Спасибо тебе, я побывала наедине со своим братом».
Маргарита ТЕРЁХИНА,
сотрудник отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки