> Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья Медведева.
ВОПРОС. Купили мебель, оплату произвели полностью —85 тысяч рублей. Мебель обещали привезти в течение 15 рабочих дней. Время поставки истекло неделю назад, обещают каждый день. Можно ли потребовать неустойку? ВАЛЕНТИНА
ОТВЕТ. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка взыскивается со дня, когда по договору передача товара потребителю должна быть осуществлена, до дня передачи товара или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать сумму предварительно уплаченной им суммы. Свое требование о выплате неустойки необходимо изложить в письменной претензии к продавцу.
ВОПРОС. Заказали межкомнатные двери, при получении обнаружили царапины и сколы на поверхности. Какие наши действия? МИХАИЛ
ОТВЕТ. Наличие механических повреждений в товаре часто является причиной отказа в удовлетворении требований потребителя. Однако сколы могут быть и недостатком, возникшим в процессе изяготовления товара, либо возникнуть до передачи вам товара, т.е. вы не обратили внимание в случае, если товар не был осмотрен при покупке или при получении. При доставке товара и его получении важно произвести осмотр и только потом ставить подпись в акте приема (передачи) товара. Если распаковку и осмотр по каким-то причинам невозможно произвести, необходимо в таком акте указать, что товар принят без осмотра. Если же вы этого не сделали, получив двери, у вас остается возможность ссылаться на свидетелей, которые присутствовали в момент получения товара и его распаковки. В письменной претензии необходимо указать все моменты приобретения и доставки двери (распаковка, осмотр и др.), а также свидетелей, если вы были не одни. В случае отказа продавца удовлетворить ваши требования, спорная ситуация разрешается только в судебном порядке.
ВОПРОС. Купили в магазине мультиварку, дома обнаружили брак (не устанавливается время). Обратились в магазин, чтобы заменили или вернули деньги. Какое время дает законодательство? ЛЕОНИД
ОТВЕТ. Продавец обязан принять товар с недостатком и в случае необходимости провести проверку качества товара (подтвердить наличие производственного недостатка). Потребитель вправе присутствовать в проверке качества товара. Замена товара с недостатком производится в 7-дневный срок, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара — в течение 20 дней со дня предъявления требования потребителем. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый товар, замена должна быть проведена в течение месяца. Если потребитель отказывается от исполнения договора купли-продажи в связи с возвратом товара с недостатком, то возврат денежных средств проводится в 10-дневный срок с момента предъявления требования потребителем. Ваше требование об обмене или возврате денежных средств за товар с недостатком должно быть предъявлено в письменной претензии к продавцу.