Завтра свой 70-летний юбилей отметит один из талантливейших наших земляков, фотохудожник Павел Кривцов
Фотография многолика и разнообразна, как люди. Она может отражать добро и зло, любовь и нежность, философские мысли, отношение к природе, выявление человеческого характера — смотря какую задачу ставит перед собой автор. Фотографии Павла Кривцова отличаются высоким психологизмом, постижением человеческого духа и всегда — добротой.
Он родился в 1943 году в селе Рождественка Яковлевского района. Там прошло его детство. А в последних классах он уже учился в Белгороде, где увлекся фотографией, которой затем посвятил всю свою жизнь. 15 лет, с 1966 по 1981 год проработал фотокорреспондентом областной молодежной газеты «Ленинская смена». Его репортажи на газетных полосах отражали жизнь людей труда с их праздниками и буднями. В 1981 году он был приглашен в Москву в газету «Советская Россия», а потом работал, а точнее, творил в журнале «Огонек». С 1991 года и по сей день работает фотохудожником журнала «Слово».
Кредо фотохудожника — «Забыть о себе. Только тогда делаешься открытым к жизни. Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в событии — в счастье, любви или горе. Почему-то считается, что фото — это техническая вещь. А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом». Павел Кривцов был участником многих всесоюзных и международных выставок и конкурсов. Он награждался золотыми медалями «Интерпрессфото», призом международного конкурса «Уорлд Пресс Фото» «Золотой глаз», национальной премией «Золотой глаз России», ему присуждено звание «Мастер международной фотографии». Павел Павлович — лауреат премии Союза журналистов СССР, лауреат Международной премии им. М. Шолохова.
Он является автором пяти фотоальбомов: «Русский человек. Век XX», «Ангел вострубил», «За трудовую доблесть», «Святая Русь», «Светопись Святого Белогорья». Почему светопись? Потому что раньше о фотографии говорили — «светопись», да и разве можно иначе назвать то, что запечатлел объектив фотохудожника?
Две фотографии Павла Кривцова вошли в сокровищницу мирового фотоискусства, названную экспертами «коллекцией культовых фотографий последних 100 лет, которые демонстрируют горе, потери и триумф человеческого духа» — из 40 работ выдающихся фотохудожников.
В основе фотографии лежит объективность, но когда фотоаппарат берет в руки человек творческий, он привносит в фотографию субъективное. Вот тут и начинается искусство. Овладеть которым могут далеко не все фотографы. Павлу Кривцову это удалось.
На его фотографиях — будни и праздники, шахтеры и философы, учителя и солдаты, пастухи и поэты, крестьяне и монахи. Но на всех снимках мгновения жизни не остановлены намертво, они бережно как бы взяты на ладонь и поднесены к нашим глазам.
А еще, как настоящий художник Павел Кривцов остался верен черно-белой фотографии. Он как-то заметил, что «…цвет не способен выразить психологию, он передает внешнее. Кроме того, цвет в цветной фотографии — другой, чем в природе, он искусственно усилен. А черно-белая фотография аскетична, и ей дано со временем из документа перерасти в воспоминание, потом в образ и даже символ. В ней есть правда и память…».
Вот так и живет этот фотограф-художник, несущий свет и добро, стремящийся нацелить нас на самоосмысление. Время мчится, а его фотографии не стареют.
ЦИТАТА
Павел Кривцов — «описатель». Он исчезает из вида, всегда оставаясь в центре. Он с одинаковым уважением и трепетом работает с известными Астафьевым, Распутиным и обычными людьми. Остро, болезненно воспринимает Россию, ее сложности, конфликты, и поэтому через объектив ищет точки оптимизма, возвращая себе и нам веру. (Владимир Ермаков, фотограф).
Елена Володина