Строительство индивидуального жилья — животрепещущая тема для нашего города. Многие белгородцы предпочитают квартире в многоэтажке свой собственный дом в пригороде областного центра и с энтузиазмом погружаются в сложный и длительный процесс — строительство. Нередко на этом пути их подстерегают такие неприятности, о которых они даже не предполагали. О случае из своей практики рассказывает Алексей Лихошерстов, руководитель одной из организаций, занимающихся защитой прав потребителей.
Как правило, судебное разбирательство — дело непростое и длительное. Не стала исключением и эта история, которая для ее героини, молодой женщины, воспитывающей троих детей, начиналась с приятного момента.
По одной из социальных программ поддержки многодетных семей администрация города выделила ей средства на улучшение жилищных условий. У молодой мамы появилась надежда наконец-то обрести свое жилье и переехать из небольшой квартиры родителей, где теснились несколько членов семьи.
Она давно мечтала о своем доме — с садом, цветником, где у малышей будет долгожданное место для игр и занятий. Хотелось поскорее воплотить свою мечту в жизнь, и женщина приступила к реальным действиям. Земельный участок выделила Белгородская ипотечная компания, а к поиску фирмы, которая возьмет на себя хлопоты по возведению дома, его будущая хозяйка подошла основательно.
Изучив рынок, пришла к выводу, что лучший вариант для нее — сборно-щитовой домик. И строится быстро, и по деньгам приемлемо. С компанией, которая гарантировала в срок и качественно выполнить работу, был заключен договор, в котором обговорены все условия. А заказчица перечислила ей деньги, причем полностью.
И вот в мае 2017 года строительство дома ее мечты началось. Заказчица не пустила дело на самотек и следила за его ходом. Тут-то и «прозвенел» первый звоночек. Еще в ходе работ женщина обнаружила множество недочетов, о которых ставила в известность строителей. Руководитель компании заверял ее, что все они будут устранены и дом будет сдан, как и указано в договоре к концу сентября 2017 года.
Но на деле к положенному сроку дом не был готов, а качество работ оставляло желать лучшего. Фронтон здания и крыша почему-то оказались ассиметричными, из-за чего кровля стала ломаться надвое. В помещении не были установлены системы водоснабжения и отопления, не завершены работы на втором этаже. По этой причине площадь дома вместо оговоренных в документах 90 квадратных метров уменьшилась до 58.
Вот тогда-то заказчица была вынуждена обратиться к правозащитникам.
Это был ноябрь 2017 года, вспоминает Алексей Юрьевич:
— Вначале мы написали досудебную претензию. Но компания-застройщик оставила ее без удовлетворения. Тогда решили обратиться в суд.
И это судебное разбирательство — тоже повод поучиться. Алексей Юрьевич подчеркивает, что в таких делах очень важно знать толк в строительстве. К примеру, в рамках разбирательства ответчиком была проведена судебная экспертиза. Она подтвердила некоторые нарушения, в том числе несоответствие площади дома заявленным размерам и брак по крыше.
Сторона истицы попросила вызвать в суд специалиста, который, по ее мнению, провел экспертизу некачественно. И тот, отвечая на конкретные вопросы, признал еще ряд недочетов. К примеру, что в фундаменте дома вместо бетонного раствора местами использовали деревянные конструкции, а форма дома не соответствует условиям договора. Признал он и тот факт, что, согласно законодательству Российской Федерации, этот дом считается одноэтажным, а не двухэтажным. И чтобы он соответствовал условиям договора, его нужно перестраивать.
Вызвали в суд и строителей. Как выяснилось, многие из рабочих не имели специального образования и квалификации в области строительства и вообще не были оформлены официально. Например, они даже не понимали, чем отличаются материалы, предназначенные для внутренней и наружной канализации и многого другого. Рассказывали, что работали с теми комплектующими, которые привозило руководство фирмы, не вникая в детали.
И, тем не менее, суд первой инстанции почему-то решил, что одинокая женщина, воспитывающая троих детей, может устранить все недоделки своими силами.
Не согласившись с таким решением, истица и ее защитник обратились с апелляционной жалобой в областной суд, который отменил предыдущее судебное решение.
Суд обязал недобросовестного застройщика возвратить женщине денежные средства в полном объеме, а также взыскал пени, штрафы и компенсацию морального вреда. А еще в его решении значилось: снести дом, который не соответствует условиям договора, и вывезти с участка все строительные материалы. Теперь с судебным решением не согласилась сторона ответчика.
Окончательная точка в этом затянувшемся деле была поставлена только в августе прошлого года, когда президиум областного суда не стал изменять последнее решение, и оно вступило в законную силу.