Глиняная игрушка
Их называют копилкой народной мудрости
В Белгородском историко—краеведческом музее в рамках заседания клуба «Город мастеров» состоялся парад фантазий «Праздник глиняных игрушек».
Изготовление игрушки появилось и развивалось как сопутствующее занятие основному гончарному промыслу.
Глиняная игрушка — это удивительно яркий и самобытный пласт традиционной отечественной культуры. Ее роль в жизни русского народа велика — она запечатлела в себе историю человечества. А еще игрушка — воспитатель, учитель и наставник, она прививала ребенку ценностное отношение к труду, народным традициям и обычаям.
Появление этого промысла в нашей стране относится к ХVIII-ХIХ векам, когда начинает формироваться новая традиционная культура России. Глиняная игрушка многообразна. Широко известны такие
крупные центры производства, как Аба-шево, Филимоново, Каргополь, Хлуднево, Плешково, Дымково, каждое из которых имеет свои особенности.
Гончарный промысел и изготовление глиняных игрушек в прошлом были широко распространены на территории и нынешней Белгородской области. Была потребность в подобных изделиях, имелось сырье, сохранялись древние истоки местных традиций гончарства.
Промысел старооскольской игрушки -одна из составляющих частей, определяющих культурную самобытность населения старооскольского края и Белгородчины в целом. Возник промысел в конце XVII века возле города Старый Оскол, который был основан в конце XVI века как один из сторожевых постов. Там жили казаки, пушкари, ямщики, стрельцы — защитники южных рубежей Руси. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары-ремесленники, там начинает формироваться подсобный промысел старооскольской глиняной игрушки при основном гончарном. Своего расцвета игрушечный промысел достиг в конце XIX столетия. Но с 1930-х годов и к середине XX века перестал существовать.
Второе рождение старооскольской игрушки с 1985 года связано с именами потомственных мастеров сестер Гончаровых -Ольги, Натальи и Евдокии, когда известный московский художник и коллекционер М. Никитин по пути в Москву остановился в Старом Осколе и стал интересоваться местным гончарством.
Сюжеты игрушек сестер Гончаровых традиционные, характерные для многих художественных промыслов России: конь, баран, медведь, всадник, барыни, няньки. Все фигуры одновременно являются свистульками со своим особым звуковым тембром — это их специфическая черта. Коллекции их игрушек имеются во многих музеях Белгородской области. В нашем музее представлены разнообразные виды игрушек-свистулек сестер Гончаровых, которые стали настоящей жемчужиной собрания.
Современные мастера, ученики Гончаровых, продолжают их дело. Большой интерес вызывает также коллекция глиняных игрушек Валентины Пырьевой — руководителя студии «Глиняная игрушка» при старооскольском Центре культуры и искусств. Они выполнены по примеру игрушек сестер Гончаровых.
Старооскольская игрушка стоит в одном ряду с такими известными промыслами России, как филимоновская, карго-польская, дымковская игрушки, является культурной ценностью общероссийского значения и занесена в каталог Всероссийской выставки «Народное гончарство России».
Ценное поступление в наш музей -игрушки учащихся белгородской средней школы №46, где в 1993 году преподавателем изобразительных искусств Александром Рябчиковым был организован кружок глиняной игрушки. В дальнейшем он стал называться мастерской традиционных народных художественных ремесел Белгородской области. Сюжеты звуковых игрушек, которые создают дети, традиционные: женские фигурки в длинных платьях, всадники, кони, птицы, коровы. Уже несколько лет, как ушел из жизни Александр Васильевич, но дело его живет в учениках, а мастерская переименована в музей-мастерскую им. А.В. Рябчикова.
С незапамятных времен Борисовка была большим селом Белгородчины, в котором основным занятием местных жителей были различные кустарные промыслы, ведущим был гончарный. Игрушки мастерили для своих детей и на продажу. Готовую продукцию скупали менялы, разносили нехитрый товар по окрестным селам, продавали, меняли на продукты сельского труда. Особенно много, целыми мешками, вывозили на ярмарки глиняные игрушки-свистульки.
В 1967 году в Борисовке была образована гончарная мастерская, а на ее базе в 1970 году — фабрика художественной керамики. Наряду с керамической посудой, мастера фабрики возобновили и изготовление глиняных игрушек. Наш музей располагает и коллекцией борисовской глиняной игрушки, автором большинства которых является главный художник фабрики Юрий Агафонов — участник областных, зональных, всесоюзных и зарубежных художественных выставок.
Наталья ЯИЦКАЯ,
старший научный сотрудник
историко—краеведческого музея