12 июля весь мир отмечает День фотографа
Наверное, ответа на вопрос, сколько в Белгороде живет фотографов, не сможет дать никто. Потому что фотограф — давно не профессия. Мало кто из нынешних мастеров светописи помнит те времена, когда для приобщения к таинству фотоискусства нужно было обладать рядом специальных навыков, заключающихся в колдовстве над ванной с пинцетом в свете красной лампы. Сейчас для того чтобы стать фотографом достаточно купить себе аппарат. Или нет? Черчилль когда-то сказал: «Фотограф — это историк будущего». В том смысле, что он не просто фиксирует моменты жизни, с течением времени сделанные им кадры приобретают историческую ценность. Такую большую пользу видел в них британский политик. В общем, сегодня всех, кто называет себя фотографом, вне зависимости от того, фотографы они по Черчиллю или просто по внутреннему ощущению, мы поздравляем с профессиональным праздником!
День фотографа по традиции отмечается 12 июля — это день святой Вероники, которая считается покровительницей фотографии. Святая Вероника, согласно Библии, подала Иисусу, идущему на Голгофу, ткань, чтобы он мог стереть пот с лица. Почти два тысячелетия спустя, когда изобрели фотографию, Римский папа объявил этот день Всемирным днем фотографа.
Сама профессия берет свое начало с 1839 года, когда известный химик Луи Дагер изобрёл уникальный способ фиксации изображения. Чтобы сделать один снимок, нужно было потратить от 6 до 8 часов. Изображение получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. Вес первого фотоаппарата достигал 50 килограммов. С развитием научного прогресса вес фотоаппарата значительно уменьшился, а изображение стало фиксироваться за доли секунды.
В Белгороде первые фотомастерские известных мастеров Сафонского, Борисова, Денисова появились в начале XX века. Чтобы получить заветный снимок на память, горожане ходили в фотоателье или приглашали мастера на дом. А сами карточки больше походили на произведения искусства: их наклеивали на картон, печатали на фирменных бланках, специально подбирали виньетки и шрифты, создававшие индивидуальную марку мастера и его салона. Фотограф играл роль летописца семьи, рода и целого города.
В веренице имен белгородских фотографов одно из самых главных мест принадлежит Виталию Собровину, чьим именем названа галерея фотоискусства. За свою жизнь он провел более полусотни персональных выставок, издал десятки книг-фотоальбомов о родном регионе. Его снимки — это действительно документы эпохи, по которым можно изучать историю нашего региона.
А какие же они — фотографы сегодняшние? Какие моменты им нравится запечатлевать? Мы пообщались с несколькими молодыми людьми, имеющими различный опыт в области фотографии.
Ксения Верещак, преподаватель курса «Основы фотографии», вольный фотограф, стаж в фотографии 5 лет.
— Когда ты сделала свои первые снимки? Не фото мамы и папы на фоне чего-то, а действительно более или менее творческие и осознанные фото? Помнишь, что на них было изображено? Планировала ли ты в тот момент стать фотографом?
— Первые снимки были сделаны во время учебы в университете. У меня появился фотоаппарат, и я постоянно фотографировала подругу, с которой жила в общежитии в Москве. Далее последовали фотографии родственников. Это были простые портреты на природе. Иногда придумывали какие-то образы, и понеслось. Нет, фотографом стать не планировала, максимум — хобби, не знаю, как так вышло.
— Ты предпочитаешь репортажную съемку или срежиссированную? Что больше нравится снимать — пейзажи, людей?
— Мне нравится и репортажная, и постановочная. Люблю фотографировать людей.
— Какая пропорция в твоих фото: для души и для заработка?
— Я люблю фотографировать, люблю свою работу и вкладываю в это душу, поэтому редко фотографирую то, что мне не нравится.
— Есть что-либо, что ты мечтала бы запечатлеть, но пока не получалось?
— Мечтаю запечатлеть глубокие эмоции и переживания человека. Не наигранные, связанные с каким-то потрясением, плохим или хорошим.
— Как преподаватель фотошколы, скажи, можно ли фотографии научить? Или все-таки нужно что-то внутреннее, какой-то талант?
— Конечно же умение видеть, подмечать, творческое мышление — это вещи, без которых начинающему фотографу будет очень сложно. Если этого нет, то, как минимум, можно научиться делать грамотные качественные фотографии без претензий на гениальность.
— Какой главный совет ты бы дала начинающим фотографам?
— Снимать, снимать и еще раз снимать!
Павел Косухин, специалист БГУНБ, вольный фотограф, стаж в фотографии 4 года.
— Что такое «хорошее фото»?
— «Хорошее фото» для меня — это то, которое вызывает какие-то эмоции. Не обязательно фотография должна быть технически правильной, главное, чтобы на нее было просто приятно смотреть.
— Репортажное фото или постановочное?
— Репортажную съёмку люблю больше, в таких снимках обычно больше искренности и снимать приятнее. Пейзажи люблю снимать не меньше, чем репортаж, так как во время съёмки я больше отдыхаю, чем работаю.
— Есть ли у тебя любимые места для съемок?
— Люблю снимать на природе, так что для меня это любой парк или лес. Природа у нас в области прекрасная, поэтому она часто попадает в мой объектив.
— Что ты мечтаешь сфотографировать?
— Хотелось бы поснимать природу и быт людей из разных уголков нашей страны. У нас очень богатая на красивую природу и обычаи страна.
— Как ты считаешь, зависит ли качество фотографий от технических характеристик фотоаппарата?
— Процентов на 20 качество будет влиять от техники, но в большинстве случаев снять красиво и качественно можно и на телефон, что сейчас многие опытные фотографы это доказывают своими снимками в Instagram.
Михаил Малыхин, фотокорреспондент, вольный фотограф, стаж в фотографии 8 лет.
— Тебе, наверняка, больше нравятся репортажные снимки?
— Да, очень люблю репортажную съемку. Постановки «стань так, голову поверни сюда, улыбайся, замри — готово» не нравятся, для них надо быть или профессионалом в этом роде, или наоборот. Грамотно поставленные снимки хорошо выходят для рекламы, для глянцевых журналов. Хороший случайный снимок лично мне доставляет больше удовольствия.
— Ты считаешь себя хорошим фотографом?
— То, каким фотографом я себя считаю, не имеет никакого отношения к действительному положению вещей, очень редко встречается случай, чтобы уровень оценки себя совпадал с настоящим уровнем.
— Можно ли научить человека фотографированию?
— Можно научить основам, техническим аспектам: влиянию открытости диафрагмы на глубину резкости, чувствительности на шум и так далее, но фотографировать все учатся сами, из опыта, по большей части своего. Конечно, можно совершенствоваться, просматривая хорошие фотографии профессионалов, но мастерства так не достичь, поможет только опыт.
Фото из архивов Ксении Верещак, Павла Косухина, Михаила Малыхина