История и традиции главного христианского праздника
> Восьмого апреля Православная церковь празднует светлое Воскресение Христово. В чем суть этого праздника, когда нужно ездить на кладбище и становится ли больше верующих людей, «НБ» рассказал протоиерей, клирик Преображенского кафедрального собора Георгий Власенко.
— Отец Георгий, почему именно Пасха является самым главным христианским праздником? Давайте еще раз вернемся к библейской истории и расскажем о Воскресении Иисуса Христа.
— Пасха является исконным центром христианской жизни. Это не просто событие, это смысл человеческого существования, когда верующие во Христа люди стараются идти к Богу, борясь со злом и грехом. Мы знаем о Воскресении Христовом из четырех Евангелие, из апостольских посланий, но есть и другие исторические источники. В книге, изданной Сретенским монастырем под названием «Непознанный мир веры», один из советских академиков рассказывает о людях, которые своими глазами видели факт Воскресения Христа. Так, сириец Эйшу, личный врач Понтия Пилата, автор трудов по медицине, по поручению прокуратора с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба, он же был свидетелем погребения Христа. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, Эйшу и его помощники интересовались этим в первую очередь с беспристрастной точки зрения естествоиспытателей. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очереди и сами видели, как он воскрес. Знаем мы об этом и от казначея Синедриона Миферканта, который написал сочинение о правителях Палестины и описал в нем событие Воскресения Христова, увиденного собственными глазами.
— Что означает само слово «Пасха»?
— «Пасха» переводится как «исход». Это слово заимствовано от иудейского народа, который в день Пасхи празднует свой выход из Египта, тот день, когда господь их через пророка Моисея избавил от рабства. Мы же, православные, празднуем исход из- под власти смерти, греха и зла.
— А почему у католиков главным праздником является Рождество Христово, то есть рождение Христа, а у православных — Пасха, его Воскресение?
— Дело в том, что православное Рождество Христово так и называют — «Зимняя пасха». Что Рождество, что Воскресение говорят в первую очередь о том, как Бог относится к людям. Бог любит людей и сделал все для того, чтобы возродиться и спасти их. Но выбор во многом за нами. Почему католики празднуют именно Рождество? Я думаю, здесь дело не только в католической традиции, а скорее в государственной. У них на государственном уровне больше празднуется Рождество, чем Пасха. Для православных же Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года. Воскресение Христово — первая действительная победа жизни над смертью.
— Когда правильно ездить на кладбище? В сам день Пасхи или все- таки на Красную горку, в следую- щее воскресенье?
— Традиция ездить на кладбище в Пасху пошла из недалеких советских времен, когда людям запрещалось ходить в храмы. Я сам застал те времена, когда милиция, дружинники и учителя стояли на порогах храмов и буквально никого не пускали — ни детей, ни молодежь. А религиозное чувство у народа было и его нельзя сломить ничем. Поэтому люди и ездили на кладбище. Когда «правильно» или «неправильно» ездить на кладбище, говорить неверно. В православии нет каких-то строгих запретов. Грех не в том, что вы поедете туда не в тот день. А в том, что люди, вместо того, чтобы поделиться пасхальной радостью со своими близкими, перешагнувшими порог смерти, начинают там объедаться и употреблять алкоголь. А это уже грех. Это недостойное поведение поминать таким образом. «Поминки» в православном понимании — это когда люди берут продукты и раздают другим как милостыню. Многие православные люди ходят на кладбище и на Красную горку, и на Радоницу. Если человек хочет помянуть родственников — никто ему не запрещает, он может ездить на кладбище когда хочет, в любой день. Меня часто спрашивают прихожане: «А что делать, если все мои родственники в Пасху едут на кладбище, а я православный и я не хочу, не могу, а они обижаются». Я всегда этим людям говорю: «Пускай лучше будет мир между близкими, посидите, вспомните об умерших, поговорите, помолитесь». Самое главное, чтобы все проходило достойно.
— Отец Георгий, скажите, с годами люди становятся более образованными в вопросах религии, увеличивается ли число прихожан?
— Я служу уже двадцать с половиной лет. И вы знаете, число более образованных в вопросах религии людей становится с каждым годом все больше. Во-первых, благодаря тому, что появилось много духовной литературы, которую люди изучают. Только в нашем Преображенском кафедральном соборе есть курсы катехизации (воскресная школа для взрослых). Во-вторых, меня как священника радует то, что в последнее время становится все больше молодежи в храмах. Они действительно стараются вести христианскую жизнь, молятся, исповедуются, причащаются, борются со страстями. Это хорошая тенденция. Дай Бог, чтобы она развивалась. Но я хочу подчеркнуть, что церковь всегда выступала за качество, а не за количество. Потому что у нас много людей, которые говорят, что они верят в Бога, и на этом все. В Бога верит и сатана тоже. Одно дело признавать, что Бог есть, но все-таки быть верующим — это другое. Надо понимать, что «верующий» происходит от слова «верность». То есть верующий — этот тот, кто учится быть верным Богу. Человек не должен обязательно соблюдать все каноны и ходить в церковь. В православии нет слова «должен». Человек через христианскую жизнь учится любить Бога. Посмотрите, сколько людей приходит в храм. Почему? Потому что они что- то для себя поняли и любят Бога.
Беседовала Мария СКОКОВА
Фото автора