Пять лет назад Кодекс об административных правонарушениях пополнился нормой, согласно которой собственники транспортных средств привлекаются к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на период 2006–2012 годы» в мае прошлого года создан Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. А с 1 июня 2012 года в УГИБДД УМВД России по Белгородской области была организована деятельность Центра по обработке и рассылке постановлений о привлечении собственников транспортных средств к административной ответственности, в основном — за превышение установленной скорости движения, которая закреплена и регулируется ст. 12.9 КоАП РФ.
Эти изменения в законодательстве в первую очередь были направлены на усиление борьбы с коррупцией в МВД России за счет минимизации контактов инспекторов ГИБДД с водителями, допустившими нарушение Правил дорожного движения. А в дальнейшем это новшество будет стимулировать россиян отказываться от передачи транспортных средств фактически новым собственникам по генеральной доверенности, то есть без оформления облагаемых налогом договоров купли-продажи автомобилей как объектов движимого имущества. И вот почему.
В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности привлекаются собственники транспортных средств. В то же время на основании части 2 ст. 2.6.1 административного кодекса они освобождаются от наказания, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении докажут, что в момент его фиксации транспортное средство было во владении или пользовании другого человека или же к этому времени было похищено. Как показывает практика рассмотрения дел по жалобам на постановления о привлечении к ответственности за превышение установленной скорости движения, Правила дорожного движения наравне с собственником нарушают его близкие родственники и другие люди, допущенные к управлению автомобилем. И владельцу транспортного средства надо решить, то ли сообщать, кто из его близких, включая супруга, был за рулем транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения, то ли не сообщать об этом, но понести наказание за доверие автомобиля человеку, нарушившему ПДД.
Необходимо обратить внимание на важную деталь. Обязанность доказать свою невиновность и непричастность к совершению правонарушения возложена на собственника транспортного средства, что исключает действие общеотраслевого принципа презумпции невиновности при совершении рассматриваемого судами правонарушения. Принимая во внимание, что проверка указанных обстоятельств будет проводиться уполномоченным на то должностным лицом, владелец автомобиля обязан обратиться в соответствующий Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения и предоставить сведения, у кого во владении или пользовании было принадлежащее ему транспортное средство.
С 1 июня 2012 года за нарушение установленной скорости движения в нашей области привлечены к ответственности более 150 000 автовладельцев. Такое огромное количество водителей грубо нарушают правила дорожного движения. Хотелось бы обратить внимание лихачей на то, что превышение скоростного режима – причина практически каждого третьего дорожно-транспортного происшествия в России. А соблюдение Правил дорожного движения вне зависимости от того, привлечен ли водитель к административной ответственности либо ее избежит, будет способствовать наведению должного порядка на дорогах страны.
Л.В. Шевченко, судья Свердловского районного суда г. Белгорода