Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Наше интервью
О проектном управлении в муниципальной системе образования
Прозвенел первый звонок, начался новый учебный год. По устоявшейся традиции мы встретились с руководителем управления образования администрации Белгорода, чтобы обсудить, каким будет новый учебный год, какие задачи предстоит решать в муниципальной образовательной системе. На наши вопросы сегодня отвечает Ирина Гричаникова.
— Ирина Александровна, какую главную задачу в системе муниципального образования предстоит решать в новом учебном году?
— Создать все условия для получения каждым белгородцем качественного образования. Для решения этой задачи необходима концентрация финансовых, материально-технических, кадровых, интеллектуальных и организационно-управленческих ресурсов, а также расширение практики проектного управления во всех образовательных организациях города — дошкольного, общего и дополнительного образования. Надо отметить, что проектный метод управлением образования активно используется с 2011 года.
— Нам часто приходится слышать выражение «доступность образования», что под этим понимается?
— Под доступностью образования мы понимаем многокомпонентную структуру, включающую инфраструктурную, кадровую и организационную обеспеченность.
Доступность дошкольного образования, с точки зрения инфраструктурной обеспеченности, в городе достигается работой по нескольким направлениям. Первое — создание новых мест в дошкольных образовательных организациях. В результате реализованного муниципального проекта «Возврат в систему дошкольного образования города Белгорода 2-х детских садов» был открыт детский сад № 49 и дошкольные группы в «Центре образования №1». Реализация проекта позволила создать 450 мест в муниципальной системе образования.
Второе направление — развитие государственно-частного партнёрства. Только в 2016 году создано 140 мест в 4 частных детских садах. В настоящее время сектор частных детских садов представлен 45 организациями, из которых 10 имеют лицензию на образовательную деятельность.
Ведется работа и по созданию корпоративных детских садов. Так, 4 августа 2016 года был открыт корпоративный детский сад на 35 мест для работников городской больницы № 2. Готовится к открытию детский сад при областной клинической больнице Святителя Иоасафа на 100 мест.
Третье направление — развитие вариативных форм работы с неорганизованными детьми. Работа групп кратковременного пребывания, консультационных центров позволила увеличить охват дошкольным образованием детей младше трех лет на 10% (с 679 до 750 человек). В будущем году мы эту работу продолжим в рамках проекта «Создание сети консультативных пунктов психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) на территории городского округа «Город Белгород».
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 96,5%, от 2 до 7 лет-81,4%. Общий охват детей дошкольным образованием в городе составляет 19 тысяч человек.
В настоящее время дошкольным образованием обеспечены все дети в возрасте от 3-х лет. Исключение составляют дети, чьи родители ожидают предоставления муниципального детского сада только по месту проживания и отказываются от посещения других детских садов. Такая ситуация складывается в микрорайонах, где интенсивное жилищное строительство опережает развитие социальной инфраструктуры (Крейда, Южный).
За последние 5 лет успешно реализованы 22 проекта, каждый из которых внёс качественные преобразования в муниципальную систему образования. Многие из них были ориентированы на повышение доступности образования.
— Какова на сегодняшний день инфраструктурная обеспеченность общего образования? Как решается проблема обучения во вторую смену?
— В новом учебном году 44 муниципальные общеобразовательные учреждения приняли 36,5 тысячи школьников. Из них 3,5 тысячи детей будут обучаться во вторую смену. Для решения проблемы второй смены в муниципалитете разработана дорожная карта по переводу общеобразовательных учреждений Белгорода на односменный режим работы. В результате проведённых мероприятий по пересмотру загруженности имеющихся помещений в школах, использованию помещений учреждений дополнительного образования, рациональному составлению расписания за счет внутренних резервов создано более 1800 мест. С 1 сентября количество общеобразовательных учреждений, работающих в одну смену, увеличилось с 20 до 27. Еще в 13 школах 47 классов переводится на обучение в первую смену. Надо отметить, что ключевую роль в организации перевода школ в односменный режим работы сыграет развернувшееся в городе строительство новых школ. Несмотря на сложные экономические условия, уже построено новое здание СШ №24 на 275 человек. Еще две школы строятся: в 11 -м микрорайоне на 1000 мест, в микрорайоне Новый-2 на 500 мест. В 2017 году начнется строительство школы на 960 мест в микрорайоне Луч.
В соответствии с госпрограммой до 2021 года в городе запланировано строительство 7 новых школ.
—А как обстоит дело с доступностью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья?
— Сегодня образовательными услугами охвачено 93% детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, проживающихв областном центре. Оставшиеся 7%-это дети-инвалиды дошкольного возраста, не посещающие детский сад, и ребята школьного возраста с множественными нарушениями развития. Комплекс мероприятий по созданию всех необходимых условий для получения образования детьми с ОВЗ войдет в муниципальный проект, разработка которого активно ведётся. Основной блок проекта — мероприятия в рамках госпрограммы «Доступная среда». В результате участия в этой программе бес-барьерная среда (устройство пандусов, расширение дверных проемов, ремонт санузлов) была создана в 9 школах и 2 детских садах. Приобретен автотранспорт, закуплено специальное оборудование. В 2016 году в программу была включена школа №30 и детский сад № 12. Работа по организации участия учреждений города в федеральной программе будет продолжена и в дальнейшем.
— Одним из аспектов доступности образования, как я слышала, является разнообразие образовательных моделей. Какие модели внедрены у нас?
— Их немало. Одна из моделей — инклюзивное образование. Оно осуществляется в рамках муниципального проекта «Создание условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра на базе образовательных учреждений г. Белгорода». С нового учебного года на базе средней школы №43 начали функционировать два ресурсных класса для данной категории детей. В 2017 году полученный опыт будет использоваться для реализации проекта по созданию условий для образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных учреждениях.
Также в прошлом учебном году был реализован проект «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений в муниципальном ДОУ». На базе 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений была отработана модель использования здоровьесберегающих ресурсов не только муниципальных детских садов, но и инфраструктуры города. Теперь полученный результат транслируется в другие дошкольные учреждения города.
Успешность реализации идей здоровьесбережения в наших учреждениях во многом зависит от организации режима дня школьника. Модель здоровьесберагающего режима дня школьника будет разработана в рамках веерного проекта «Эргономика здоровья», к реализации которого наши учреждения приступят в новом учебном году. Также в 2017 году будет инициирован проект «Новому времени — новые открытия», предполагающий создание муниципальной сетевой модели поддержки и сопровождения одаренных детей.
— В начале беседы Вы сказали, что одним из важнейших условий доступности образования являются кадровые ресурсы. Что у нас с кадрами и их профподготовкой?
— Сегодня образовательный процесс в наших учреждениях осуществляют более 5 тысяч педагогов, при этом доля молодых педагогов составляет 17%. Мы с удовлетворением констатируем, что молодые педагоги приходят в наши учреждения, и самое главное, остаются работать. С1 января 2017 года вступит в силу профессиональный стандарт педагога, который предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителей. В связи с этим актуализируется вопрос повышения квалификации. Новой формой организации этой работы станет реализация муниципального проекта «Академическая наука — образованию». В рамках проекта в систему повышения квалификации педагогов города будут вовлечены научные кадры высшей школы и методисты издательств, выпускающих учебную литературу.
— Какую бы оценку Вы поставили нашей системе образования?
— Самую справедливую оценку состоянию системы образования дает общество. Именно поэтому для нас важнейшим показателем эффективности деятельности является удовлетворенность населения качеством общего, дошкольного и дополнительного образования.
Согласно независимой оценке качеством общего образования удовлетворены 72,7% населения (2010 год — 58%), качеством дошкольного образования — 59,2% (2010 год— 39%), качеством дополнительного образования — 67,5% (2010 год-40%).
Убеждена, что совместными усилиями мы сможем добиться положительной динамики этих показателей.
— Что бы Вы хотели пожелать коллегам в новом учебном году?
— Желаю, чтобы для каждого работника системы образования этот год стал этапным в профессиональном развитии, чтобы он был наполнен лучшими профессиональными подарками — ростом мастерства, качеством работы, удовлетворением от ее результатов.
Беседовала Елена ВОЛОДИНА