Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Кто придумал названия семи нот?
> Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту, почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, и что, собственно, означают названия семи нот?
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д«Ареццо), живший в 990-1160 годы нашей эры. Как и все прекрасное в те времена, нотная грамота зародилась близ Флоренции, в небольшом городке Ареццо.
Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой. Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
А в переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн».
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut — закрытый, и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus — Господь). Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do — Dominus — Господь,
Re — rerum — материя,
Mi — miraculum — чудо,
Fa — familias рlanetarium — семья планет, т. е. солнечная система,
Sol — solis- Солнце,
La — lactea via — Млечный путь,
Si — siderae — небеса.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней. Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора он использовал для указания нот свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время. Впоследствии он начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
За это благодарные потомки во Флоренции установили памятник монаху.