Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
«В огне и дыму неважно, какого пола боец», — считает фронтовичка
Жизнерадостности Анны Михайловны Мишневой можно позавидовать. Она много улыбается, легко находит общий язык с молодёжью. Иной раз даже сложно поверить, сколько ужасов этой хрупкой женщине пришлось пережить в самом начале жизненного пути.
Анна Михайловна родом из Шебекинского района. Война жестоко прошлась по всей её семье. На ее глазах немцы расстреляли отца, брат погиб на фронте, старшая сестра с двумя маленькими детьми сгорела в вагоне при эвакуации, попав под бомбежку. С матерью они остались вдвоём. И в июне 1943 года, в преддверии повторной оккупации Курска и Белгорода, Анна пришла в Большетроицкий военкомат и написала заявление, прибавив себе возраста (на тот момент ей едва исполнилось 17). Спустя несколько дней в дом Мишневых пришла повестка.
— Мама плакала, говорила «Аня, как же так, тебе же рано ещё», но в итоге смирилась. Она так и не узнала, что на фронт я ушла добровольно, — рассказывает Анна Михайловна. Обучение Анна проходила с восемьюдесятью девушками. В течение десяти дней девчонок учили маршировать, ползать по-пластунски, стрелять из винтовки Мосина. Всем была выдана военная одежда: юбки, гимнастёрки, шинели. Всё — уже кем-то использованное, выпачканное в мазуте, местами рваное. Всё перешивали и штопали в свободное от тренировок время, а в сапоги подкладывали тряпки и солому — самый маленький размер выдаваемой обуви был 41-й.
За войну Анне Мишневой пришлось сменить множество военных специальностей: от поварихи и связистки до автоматчицы и миномётчицы.
— Страшно ли мне было? Вы знаете, ещё в начале своего боевого пути я с автоматом форсировала Донец. И вот налетели самолёты, и мы все в поисках укрытия бросились в яр. Во время бомбёжки я прямо рядом с собой услышала короткое «ой». Когда всё затихло, я увидела рядом мёртвого солдата. Его «ой» было таким коротким, а лицо умиротворённым, и тогда я подумала, что умирать — не страшно, — вспоминает ветеран.
Однако, если сама она шла в бой без страха, смерть друзей и товарищей отзывалась в её душе страшной болью. Со слезами в глазах Анна Мишнева вспоминает о своей подруге Наде, с которой за несколько минут до последнего в жизни девушки обстрела они рвали яблоки для солдат. Надя умерла не мгновенно. Некоторое время за её жизнь в госпитале боролись врачи, и Анна с однополчанами в ужасе наблюдали за тем, как угасает красивая, не видавшая ещё жизни девушка.
У Анны Михайловны есть благодарности за отличные боевые действия по ликвидации летнего наступления немецкофашистских войск под Белгородом, за освобождение Белгорода, Харькова и Краснодара. За мужество и героизм она награждена двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и орденами Красной Звезды и Отечественной войны.
— Одну медаль я получила за участие в боях под Харьковом и в Кировоградской области, я уже была связисткой, это я на линию бегала и исправляла связь. Медаль «За отвагу» первую я получила в Молдавии за форсирование Днестра, ещё одну — за Одер. А орден Красной Звезды — за Сандомирский плацдарм, — вспоминает свой боевой путь Анна Мишнева.
Новость о капитуляции Германии Анна Михайловна узнала по дороге в Прагу.
— Мы радовались так… это не передать словами, это надо было видеть и слышать. Стреляли из всех видов оружия, у кого что нашлось под рукой. Разве что из миномётов не стреляли! Это был такой торжественный залп, на фоне которого меркнет даже московский победный салют! — говорит Анна Михайловна.
Но война в тот день для неё не закончилась. Ещё несколько дней бойцы Советской армии освобождали Прагу.
— Полегло очень много наших, и там у меня случилась такая истерика, какой не бывало за все годы войны. Я думала: как же так, дожить до победы и не вернуться домой. Какая ужасная несправедливость!
Тихо стало лишь к 12-13 мая, и на радостях Анна Мишнева в Карловых Варах пошла и… сделала завивку!
— Вы знаете, в этом огне и дыму порой вообще не было возможности вспомнить о том, что я — женщина. А тут увидела парикмахерскую и вспомнила, — улыбается она.
После войны она вернулась в родное село 2-е Нижнее Берёзово. Отдохнула всего несколько дней — надо было выходить на работу в поля.
Всю жизнь Анна Михайловна трудилась простой рабочей.
— У меня была хорошая школа жизни. Ни топор из моей руки не вырвется, ни пила, ни рубанок.
Она до сих пор сохранила боевой настрой. Ведёт активный образ жизни, является членом городского клуба «Фронтовичка», с удовольствием общается со школьниками и молодёжью.
Алина АЛЕКСАНДРОВА