Еще раз о тайне гибели Н.Ф. Ватутина
> К 75-летию победы войск Воронежского фронта на южном фасе Курской дуги мною в соавторстве с членом Российского военно-исторического общества Александром Кавылиным была выпущена книга «Ватутин: связь времён». В этом издании рассказывается о малоизвестных событиях, связанных с именем генерала армии Н.Ф. Ватутина в разные периоды времени.
Одна из глав книги называется «Тайна гибели». Она написана на основе редких архивных документов органов НКВД, НКГБ, Смерш. Это очередная попытка пролить свет на трагическую гибель генерала Ватутина.
В процессе предиздательской работы в фондах ЦАМО Российской Федерации удалось обнаружить хранившуюся долгие десятилетия под грифом «Секретно» докладную записку. Она не была включена в книгу, но её содержание заставляет задуматься над причиной безуспешного лечения военными врачами раненого генерала Ватутина.
Этот документ подписан начальником политического управления 1-го Украинского фронта генерал-майором Шатиловым и датирован 23 февраля 1944 года. В нём доводится до сведения Военного Совета фронта, что в эвакогоспиталь 4 февраля 1944 года был доставлен получивший ранение в бою замполит 2-го батальона 836 СП 240 СД старший лейтенант Г.Д. Сабадышин с диагнозом: «. пулевое ранение левого предплечья с повреждением кости».
Из раны врачами была извлечена деформированная пуля и кусочки фосфора.
Далее цитирую дословно: «Токсиколог майор м/с тов. Тында подтвердил наличие в ране фосфора. Явление общей интоксикации не установлено.
В факте обнаружения в ране фосфора врачи усматривают применение противником новых боевых средств, а каких именно, ещё не установлено».
Но какое отношение произошедшее с замполитом Сабадышиным имеет к смертельному ранению от рук бандеровцев генерала Ватутина, возникает у читателя резонный вопрос.
А вот какое. В докладе от 19 февраля 1944 года и.о. начальника УШПД Соколова, адресованном командующему 1-м Украинским фронтом генералу Н.Ф. Ватутину, сообщается о передаче немцами большой партии оружия представителям Украинской повстанческой армии.
Безусловно, германские спецслужбы, снабдив оуновские банды оружием и боеприпасами, рассчитывали на активизацию террористической деятельности в отношении солдат и офицеров войск 1-го Украинского фронта.
В действительности так и произошло.
Выслуживаясь пред своими хозяевами, украинские националисты только в Острогском районе Ровенской области совершили более двухсот бандитских нападений на военные обозы и отдельные маршевые подразделения Красной Армии.
Однако вернёмся к фосфорному боевому средству, речь о котором идёт в докладной записке политуправления.
Истребляя советских людей, гитлеровские вояки не гнушались ничем. Преступные методы ведения войны или применение запрещённых боевых средств для них было обычной практикой.
Убеждён, что боеприпасы, начинённые фосфором, поставлялись не только войскам вермахта, но и бандформированиям УПА. Ведь санитарные потери Красной Армии из-за интоксикации ран больных были на порядок выше. А значит, одной из таких пуль в ходе перестрелки с бандеровцами мог быть ранен и генерал Н.Ф. Ватутин. Попавшая ему в бедро пуля прошла навылет, оставив в ране микрочастицы фосфора. Обнаружить их при визуальном осмотре невозможно.
Естественно, врачи, осуществлявшие лечение, не знали о попадании фосфора в рану и соответствующих мер не приняли. Вследствие этого произошла интоксикация организма, повлекшая летальный исход.
Разумеется, это всего лишь версия, основанная на косвенных доказательствах. Но как тогда объяснить столь стремительное ухудшение самочувствия больного? Почему лучшие советские специалисты в области медицины не спасли Ватутина?
Для справки: старший лейтенант Григорий Дмитриевич Сабадышин выздоровел и возвратился в строй. Войну окончил в Берлине.
Правильно или не правильно проводилось лечение генерала Н.Ф. Ватутина, этот вопрос остаётся спорным, так как на него нет однозначного ответа.
Но один из выдающихся светил советской медицины, знаменитый московский врач С.С. Юдин (в годы Великой Отечественной войны — главный хирург Научно-исследовательского института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского) в своих воспоминаниях даёт такую оценку своим коллегам, лечившим генерала Н.Ф. Ватутина: «Их стремление побороть глубокий нагноительный процесс в кости раненого командующего 1-м Украинским фронтом генерала армии Ватутина не дало успеха и понапрасну задержали необходимую ампутацию конечности».
Василий ЖУРАХОВ