Сначала были брёвна
История отважного белгородца с позывным «Дед» началась весной 2022 года, когда он и десятки его земляков организованно рубили лес для заготовки брёвен и дров, в которых нуждались наши бойцы на фронте. Евгений Васильевич был «бобром», как добровольцы называют между собой человека с бензопилой. Свалить дерево и разрезать ствол на брёвна нужного размера — задача «бобра» проста и понятна. Без брёвен за ленточкой никак, рассуждал Евгений Михайлюк, вгрызаясь металлическими зубьями в высохшую кору очередного дерева, без брёвен блиндаж — не блиндаж. И сил ему точно хватит, несмотря на то, что шестой десяток идёт, потому что парням на фронте ещё тяжелее.
Позже он вступил в ДНД и вместе с сотрудниками правоохранительных органов патрулировал городские улицы, затем перешёл в народную дружину «Ополчение 31», в составе которого с лета 2023‑го выполнял боевые задачи. Опытные инструкторы обучали новобранцев азам военного дела, однако когда появилась возможность пройти подготовку на базе ЧВК «Вагнер», Евгений и многие его товарищи по белгородскому ополчению отправились на полигоны «музыкантов». Войну как понятие специалисты разложили для них по полочкам теоретически и практически, преподав уроки по инженерной, медицинской, стрелковой, штурмовой и прочим дисциплинам. Курсант Михайлюк особенно увлёкся артиллерией и прошёл дополнительную подготовку в учебном центре Министерства обороны.
— Почему артиллерия? Потому что как была она богом войны, так и осталась, — утверждает Евгений Васильевич. — Кто-то может сказать, что сейчас главную скрипку на поле боя играют дроны, но артиллерия и беспилотная авиация в общем — одна наука: поражение целей на расстоянии. В итоге эту науку я освоил полностью — до уровня командира орудия, и в январе 2024‑го заключил контракт с Министерством обороны РФ и поступил в подразделение спецназа «Ахмат».
Огонь в честь праздника
… Миномётный расчёт Деда, получив очередную боевую задачу, выдвигался в нужный район на видавшем виды УАЗе-«буханке», куда бойцы загрузили тяжёлый 120-миллиметровый миномёт, боеприпасы, провизию и воду, средства маскировки, антидроновые ружья и прочее необходимое оборудование. Автомобиль подпрыгивал на каждой кочке — не по асфальту всё-таки ехали. До точки выгрузки примерно пара километров, потом придётся немного пройти пешком, взвалив снаряжение на плечи. «Стодвадцатка» весит 210 килограммов, мины — по 16, плюс всё остальное: груз, как всегда, прибивает к земле, но расчёт отправился на боевое задание (БЗ) с приподнятым настроением, ведь на календаре — 23 февраля 2024 года. День защитника Отечества парни должны отметить успешно выполненным заданием.
Пробираясь между заснеженными деревьями, командир вдруг вспомнил, как раньше он участвовал в зимних марафонах на лыжах «Преодолей свой возраст», проходивших в Белгороде именно в феврале, накануне мужского праздника. По условиям соревнований нужно было пробежать столько, сколько тебе лет, и чуть больше. Евгений однажды установил рекорд, покорив расстояние в 112 км. Кажется, ещё недавно люди собирались на площадях и улицах, чтобы весело и с пользой провести выходные, теперь же у границы враг, которого надо остановить и уничтожить. Разгружайся, мужики, прибыли: будем отмечать День защитника Отечества другим марафоном — 120-миллиметровым…
Точная наука
У кочующих миномётов нет постоянной огневой точки, как нет и времени на выставление надёжного охранения, на оборудование запасных и ложной огневых позиций, нет возможности идеально замаскировать основную огневую точку. Каждый раз, получая задачу, расчёт выдвигается на новое место, проводит предварительную разведку, определяет, откуда будет вести огонь с учётом местности, минных полей, информации, полученной от операторов разведывательных дронов. Важно взять на заметку множество погодных факторов, включая температуру воздуха, осадки, атмосферное давление, направление и скорость ветра у земли и наверху: на вылетевшую из орудия мину влияют любые мелочи. Эти параметры фиксируют специальные приборы, однако не всегда снаряд попадает в цель с первого раза, и тогда разведка вносит коррективы в работу расчёта.
— Артиллерия — точная наука, — говорит Евгений Михайлюк. — В ней, конечно, нет сложных математических уравнений, но есть методика, написанная кровью и потом. Чем быстрее и точнее ты отработаешь по противнику, тем больше шансов на выполнение задачи и смену позиции, а значит на сохранение жизни бойцов.
В тот февральский день наши миномётчики покуражились вдоволь: все назначенные цели были поражены, и они благополучно вернулись в пункт временной дислокации — уставшие, но с улыбками на лицах. Не повезло ребятам в июле под Волчанском, когда отправились на новое задание. Едва прибыли на точку, попали под артобстрел, причём взрывы раздались неожиданно: никто не слышал выходов снарядов — иначе успели бы среагировать, не жужжал над головами и украинский беспилотник. Позже командир предположил: возможно, разведывательный дрон завис слишком высоко или рядом была установлена камера. Осколки прошили обе ноги Евгения Васильевича и руку, ранения получил ещё один солдат. Бойцы оперативно вывезли пострадавших товарищей с места прилётов и передали врачам полевого госпиталя.
— Нога ещё не зажила, хожу, опираясь на костыль, функции руки тоже частично утрачены, локоть разбит, — объясняет Дед. — Если бы не бронежилет и мои ребята, которые быстро доставили меня медикам, исход был бы печальным.
Фронтовой пикник и письма
О бойцах командир рассказывает с гордостью. Каждый из них — дока в своём деле: один отлично наводит орудие, второй виртуозно управляет автомобилем, третий чётко и быстро подготавливает боеприпасы для стрельбы. Евгений Васильевич считает главной наградой то, что они остались живы, тем более все — из белгородского ополчения, с которыми обеспечивал общественный порядок в нашем приграничье и выполнял задачи разведывательного и ударного характера по выявлению мест дислокации противника и его уничтожению.
— На линии фронта нет выходных, но если выпадали свободные минуты, как солдаты проводили досуг? — спрашиваю у Евгения Михайлюка.
— Мы любили совместное приготовление вкусной пищи на открытом огне, а не на горелке втихаря, чтобы тебя «Баба‑Яга» (гексакоптер, используемый ВСУ. — Прим. авт.) не срисовала. И борщ варили, и шашлык жарили, и плов из баранины делали. Это был для нас, как пикник, когда все немного расслаблялись, сидя вокруг костра, общались, улыбались. Такие моменты дорогого стоили.
Суровые фронтовые будни скрашивали и детские письма со всей страны, короткие незамысловатые и наивные сочинения мальчишек и девчонок, которые искренне старались поддержать бойцов тёплыми признаниями, словами благодарности за подвиг, забавными рисунками. Письма ребят солдаты развешивали на стенах блиндажей или хранили в личных вещах, нередко перечитывали, подсознательно чувствуя, что незнакомые дети из разных регионов России, словно родные кровиночки.
— Прочитаешь такое письмо и понимаешь, ради чего и ради кого мы воюем, — говорит бывший артиллерист. — Для меня это ответ на вопрос, почему я пошёл на фронт. Родине тяжело, Родину защищать надо. А что такое Родина? Это наши города, дома, семьи, это наши дети. У меня сохранились два письма: от мальчика из Подольска и девочки из Шебекино. Ещё помню вязаные носочки. Мы достали их, а внутри — конфета и записка с пожеланиями. Рассказываю об этом и мурашки по телу бегут…
Боевое братство
Евгений Васильевич награждён медалью Министерства обороны РФ «За воинскую доблесть» II степени, нагрудным знаком МВД Чеченской Республики «За отличие в борьбе против терроризма», медалью губернатора Белгородской области «За доблесть в рядах Белгородской самообороны», в которую он вернулся после ранения. Он часто созванивается с бойцами, с которыми пересекались фронтовые дорожки в зоне СВО: друзья белгородского защитника живут и на севере страны, и на Дальнем Востоке, и на западных её рубежах, и на южных. «Здравствуй, брат. Мне нужна твоя помощь…» — начинается разговор с любым из них. «Не вопрос, брат. Приезжай!» — звучит в ответ, даже если они служили в разных частях и на передовой обмолвились лишь парой фраз в только что занятом вражеском опорнике. Боевое братство не знает границ и преград, боевое братство — это навсегда.
— Скучаю по фронтовым будням и по своим товарищам, — признаётся напоследок Евгений Михайлюк. — Даже сны иногда снятся о том, как едем на БЗ, окапываемся, обсуждаем что-то… Для меня ведь крайний бой ещё не закончился, пока я не восстановился. Хочу поздравить через вашу газету всех защитников Отечества — ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действия, медиков и всех жителей Белгородской области. Мы сейчас на переднем крае, но обязательно выстоим и дождёмся победы. С праздником, дорогие мои!
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛЮКА