— Лидия Сергеевна, как вы поняли, что логопед — именно та самая профессия? Почему выбрали это направление?
— В детстве я мечтала стать врачом, но, к сожалению, не получилось поступить в медицинский университет. И тогда мама предложила мне задуматься о психологии. Она сказала, что психолог — это тоже врач, поэтому я поступила на психологический факультет. Это было моё первое образование. После него мне захотелось продолжать развиваться, поэтому я поступила в НИУ «БелГУ» на отделение логопедии. Моя мечта становилась всё ближе и ближе. Параллельно я училась в магистратуре по направлению «Управление системой дошкольного образования». В последующем поступила в аспирантуру по направлению «Психология развития» и начала работать учителем-логопедом в дошкольных учреждениях Белгорода. А когда стала мамой во второй раз, решила вернуться в частную практику. Сейчас работаю в своём логопедическом кабинете, который открыла с помощью соцконтракта, и немного преподаю в НИУ «БелГУ».
— Насколько сложной была сама процедура оформления документов по соцконтракту, кто-то помогал?
— Оформляла все документы сама, поддерживали родители. Были, конечно, нюансы, что-то приходилось переделывать, но в целом всё прошло очень хорошо. Я получила средства и купила всё, что хотела. У меня уже было оборудование, игры и пособия, которые я собирала много лет, но в нашей специальности достаточно никогда не бывает. Мы должны развиваться, следить за новыми тенденциями, ведь меняются времена и, самое главное, дети. Благодаря мере поддержки теперь у меня есть интерактивное зеркало — очень дорогостоящее и полезное в моей работе оборудование.
— Какие тенденции в речи современных малышей сейчас наблюдаются? Какие проблемы встречаются чаще всего?
— Очень много появилось деток, которым необходимо «запустить» речь или скорректировать звукопроизношение. Это как раз моя работа. Сейчас дети много времени проводят за планшетами и телефонами, отсюда возникают проблемы логопедического характера.
— Когда обычно родители обращаются к логопедам? В каком возрасте это стоит делать, чтобы успеть исправить дефекты в детской речи?
— К сожалению, родители часто обращаются к специалисту, когда уже «петух клюнет»: прямо перед школой либо за год до обучения. Бывает, что они приходят к логопеду после того, как в дошкольных учреждениях проведут специальное обследование и ребёнку рекомендуют посещать дополнительные занятия у специалиста. К логопеду стоит впервые обратиться в 3-4 года, но за развитием речи необходимо следить раньше. Если родители заподозрили что-то неладное, то они должны посетить невролога, он уже точно определит, есть ли задержка речи.
— Что нужно родителям сделать ещё, чтобы быстрее достичь положительного результата?
— Чтобы достичь результата, необходимо выполнять рекомендации логопеда. Не спускать проблему на тормозах, работать дома и закреплять то, что говорит логопед. Обязательно вести мониторинг речи малыша, как она развивается, есть ли динамика. Если нет, сразу обращаться к специалисту. Не забывать общаться со своим ребёнком, причём говорить медленно, чётко, выразительно, на уровне его глаз. Больше читать, давать слушать малышу аудиосказки.
Избирательно подходить к выбору мультиков, а лучше вообще не использовать гаджеты до появления речи. Ограничивать время их использования. Обращать внимание на развитие не только мелкой, но и крупной моторики ребёнка.
Беседовала Валерия ПРОПИСНОВА