Как в голове этого скромного, немногословного и стеснительного парня умещаются сложные законы, теории и принципы физики, знают, наверное, только он и его педагог Дмитрий Чернов. Причём научные постулаты у юного вундеркинда не просто разложены по полочкам: Андрей уверенно объясняет их суть и происхождение, словно перед ним таблица умножения, а не закон Бойля-Мариотта, например, или принцип относительности Галилея. Неудивительно, что белгородец два года подряд (!) становится призёром Всероссийской олимпиады школьников — уникальное, к слову, достижение для Белгородской области, которым в Шуховском лицее гордятся все.
— Чтобы добраться до финальной части, каждый конкурсант должен был преодолеть школьный, муниципальный и региональный этапы, — рассказывает Андрей Ковалёв. — Мне удавалось дважды пройти эти отборы, в 9 и 10 классах, и если первый этап включал базовые знания школьной программы, то все последующие отличались повышенным уровнем сложности. Уже на муниципальном уровне попадались задачки-головоломки, которые я так и не решил.
Андрей вспоминает самую «железобетонную» из них — о спице, цилиндрах и двух бусинках на нити, где ребятам предложили определить скорость бусинок в момент столкновения и силу натяжения нити. Видя, что я плохо понимаю то, о чём он говорит, парень пальцем условно чертит на парте схему загадочного устройства, чтобы визуализировать картинку, и «запускает» бусинки навстречу друг другу. Делаю вид, что мне всё понятно, и удивляюсь, почему такую простую задачку он не решил.
— А с ней почти никто из школьников не справился, — оправдывается ученик. — Позже, когда узнал ответ, стукнул себя по лбу: второй закон Ньютона! Именно он работает в данном случае. Ещё нужно было найти радиус кривизны параболы и понять, что движение будет по параболе.
Увлечение физикой появилось у Андрея «по расчёту»: во-первых, она развивает логику, подумал мой собеседник, во- вторых, в эпоху постоянного технического прогресса знания этой науки необходимы для получения востребованной профессии. Пытаюсь возразить лицеисту и говорю ему, что к точным наукам должны быть ещё и способности, предрасположенность, в конце концов, дар, однако Ковалёв категорично заявляет: для успешного изучения предмета достаточно приложить максимум усилий и начать заниматься как можно раньше.
Алгебра и геометрия, естественно, не конкурируют у Андрея с физикой, а прекрасно дополняют её. Литература не в чести у молодого человека: художественные произведения читает лишь для того, чтобы отвлечься от бесконечных формул и расчётов, иначе «с ума сойти можно». Недавно дочитал «Поединок» Куприна и вечером того же дня вновь открыл свой любимый задачник по физике: вот где, оказывается, настоящая жизнь кипит — вокруг законов Ома и Паскаля, а не на дуэли в пехотном полку между Ромашовым и Николаевым. Неземное притяжение к физике, одним словом.
— Любимый закон? Теорема о вириале. Если коротко, она показывает связь между средней кинетической энергией в системе и потенциальной энергией. Доказывать теорему — особое удовольствие.
Впрочем, самые грандиозные и «вкусные» доказательства Андрею предстоит ещё обнародовать в обозримом будущем, потому что он хочет разработать собственный закон или теорию. Признаётся, что сделать это будет крайне сложно, так как в физике всё основательно исследовано — разве что попробовать углубиться в какую-то область и попытаться открыть что-то новое. О чём будет закон Ковалёва, Андрей и предполагать пока не может, в ближайших планах — поступление в Московский физико-технический институт на факультет общеприкладной физики. Надеется, что путь в МФТИ помогут проложить его блестящие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников: призёры самых престижных интеллектуальных соревнований на дороге всё-таки не валяются.
К нашей беседе присоединяется учитель физики Шуховского лицея Дмитрий Чернов, в том числе благодаря которому Андрей добился таких невероятных успехов. Дмитрий Валерьевич гордо подводит итог многолетней работы и с удовольствием резюмирует:
— У меня было немало хороших учеников, но до уровня заключительного этапа Всероссийской олимпиады поднялся только Андрей. Скажу больше: в Белгородской области за последние 15 лет он единственный, кто стал призёром и следом подтвердил этот статус. Если ему удастся добраться до финала и в нынешнем учебном году, в третий раз подряд, мы станем свидетелями абсолютного рекорда.
Дмитрий Валерьевич обратил внимание на скромного мальчика, когда тот учился в 6-м классе, по рекомендации учителя математики и других коллег: мол, способный юнец. Педагог поговорил с Андреем и его родителями, выработал стратегию подготовки на основе математики и потихоньку повёл юношу на вершину. Кропотливая каждодневная работа привела к первому успеху: в 8-м классе воспитанник Чернова оказался в числе призёров регионального этапа олимпиады, а в 9-м оба уже отмечали победу на том же этапе и призёрство на финальном.
— Несмотря на сложную оперативную обстановку в городе, Андрей ни разу не переходил на дистанционное обучение, — говорит Дмитрий Валерьевич. — К такому решению мы пришли совместно с ним и родителями, потому что для плодотворного обучения важна очная форма. Итог вы знаете. И мне жаль, что после 11 класса он покинет наше учебное заведение. Была бы возможность, оставил бы Андрея на второй год, но, увы, это невозможно.
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО АВТОРА