— Александр Межиров писал: «До тридцати поэтом быть весьма почётно, и срам кромешный после тридцати…» Так каково живётся поэту, отметившему 65? Есть ли желание и вдохновение писать стихи?
— Межиров — один из любимейших моих поэтов, но в афористичной словесной формулировке неизменно скрыто и её отрицание. Ну вот, к примеру, поздний Тютчев чудесен: «О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней…». Один из величайших шедевров русской лирики, невыносимо прекрасный «Можжевеловый куст» написан 54-летним Заболоцким за год до кончины. Гёте начал своего великого «Фауста» после шестидесяти, Рабиндранат Тагор начал слагать стихи после семидесяти, и теперь мы поём его поэму под музыку гениального Рыбникова: «Я улетаю, и ветер несёт меня с края на край…». Так что есть прецеденты. Был бы огонь. В этом возрасте просто уже нет свинячьего восторга и козлячьих прыжков. А есть «ровное свечение плазмы», как сказал бы физик. Было бы здоровье. Что до меня, то я всегда стихов писал немного. Сейчас пишу ещё меньше. «Года к суровой прозе клонят». Это написал ушкин. Между прочим, в тридцать лет. А надо ли много стихов? Кто их прочтёт? Бродский у Тютчева насчитал четырнадцать «хороших» стихотворений, Куняев у Смелякова — три десятка. Разве мало?
— Поговорим немного о жизненных перипетиях. Десять лет назад после известных событий ты вернулся в Белгород. Как живётся сейчас в городе примерно с 350-тысячным населением после миллионника?
— Мне было легче, чем другим, ведь «я вернулся в свой город, знакомый до слёз», где рос и формировался как личность, где живёт множество моих родичей, а также добрых друзей и знакомцев. Правда, ненавистники тоже подтянулись, ну это, как водится, — на меня оносы пишут со студенческих времён.
Возможно, нам когда-то в прежние годы, может, и резонно казалось, что Харьков — покультурней, понаучней, попромышленней, поинтеллектуальней. Ведь наш Станислав Косенков художественный вуз окончил в Харькове. Да и вообще, сколько белгородцев в Харькове учились! В моей книге «Русский Харьков» есть глава «Харьков как Антиохия». Самоценный, самодостаточный город-космос. Так было. И при Российской империи, и в советский период. А что сейчас? «Всё прошло, всё умчалося в невозвратную даль…».
Относительный культурный голод я, возможно, здесь и испытывал бы, если б был молод и здоров. А нынче где она, культура, вообще? Истончилась. И пребывает по большей части в тени. Но зато у нас теперь есть утешительный Интернет.
СПРАВКА «НБ»
Станислав Александрович Минаков родился в Харькове в 1959 году. В 1961 году переехал с родителями в Белгород. Окончил восемь классов средней школы № 19, затем Белгородский индустриальный колледж и харьковский институт радиоэлектроники. Долгое время жил и работал в Харькове. В 2014 году по политическим мотивам вернулся в Белгород.
Как поэт публиковался в журналах, альманахах, антологиях, хрестоматиях, сборниках многих стран. Его стихи переведены на разные языки мира. Является лауреатом многочисленных международных и всероссийских литературных премий. Также известен как прозаик, эссеист, публицист, литературный критик и переводчик. Член Союза писателей России, член национального союза писателей Украины (1994 – 2014), член русского ПЕН-центра.
— Много ты нынче пишешь публицистики. Диктует время? И в связи с этим ещё вопрос: вообще должен ли писатель, поэт, в частности, реагировать (я не о публицистике) на сиюминутные события? Ведь многие, на мой взгляд, просто паразитируют на том, что на слуху, пытаясь актуальностью заслонить отсутствие таланта.
— Публицистику я пишу двадцать лет. Причём на разных направлениях. Литература, искусство, культура, православие. Политическим публицистом и аналитиком меня вынудил стать насильственно насаждавшийся «проект «Украина». Уколы остронаправленного ядовитого жала я особо ощутил в оранжевом 2004 году и коричневом 2014-м.
Русская традиция, в том числе писательская, заведомо предполагает неравнодушие к ближнему и Отечеству, гражданственность и ответственность. Со школьной скамьи помним некрасовское: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
И нет для нас новизны в том, что бесталанных много, а талантливых мало, что притворщиков, имитаторов много, а искренних и подлинных мало, что завистников и доносчиков много, а открытых — мало. Но чтобы привыкнуть к этому, нужен большой труд души.
Патриотизм, я убеждён, глубоко интимное, деликатное чувство, проявляющееся делами и судьбой. Заявлять «я — патриот» или требовать этого от кого-то, пенять кому-то за «недостаточный патриотизм» — дурной тон. А в некоторые эпохи, как мы помним, и преступление. Когда я в Харькове в 2014-м дал несколько интервью «Российской газете», немецкому «Шпигелю», «Римской газете», где утверждал, что я — «человек Российской имперской парадигмы», меня исключили из союза писателей Украины.
— Можешь ли оценить общий уровень белгородской литературы, назвать талантливые имена. Мне иногда кажется, что она немного скучновата.
— А что значит «скучновата»? Какого веселья мы жаждем? Как в шоу Петросяна, КВНе, Камеди-клабе? Оживлённого сюжета? Достоевский говорил, что интрига уголовной фабулы романа есть лишь знак писательского уважения к читателю.
И что ты вкладываешь в понятие «белгородская литература»? Наличие мастеров «с лица необщим выраженьем»? Тогда вопрос: Распутин и Вампилов — иркутская литература? Шукшин — алтайская? Носов и Воробьёв — курская? Рубцов и Белов — вологодская? Нет, это великая русская, единая и разнообразная литература, авторы которой жили или живут там-то и там-то, уходя корнями в родную почву, так сказать, по месту жительства, а ветвями — в русское небо.
В этом смысле ни 36-летний Максим Бессонов, ни отметивший 15 сентября 70-летие Юрий Савченко (спрошу: «Знаешь ли такого?» и отвечу: «Почти никто в Белгороде не знает!»), родившийся в Харькове и тринадцать лет назад прибывший из Москвы на поселение в Новую Таволжанку, — ни разу не «белгородская литература». Это частица великой русской литературы, я думаю.
— А вообще нужна ли литература сегодня? Читают ли люди? В чём её роль?
— Кому нужна литература? Мысль о тщете нашего труда была присуща и великим. Борис Чичибабин в своём самом знаменитом стихотворении вздохнул: «Одним стихам — вовек не потускнеть, / Да сколько их останется, однако!». Но не следует забывать главное — Русская цивилизация есть цивилизация Слова и слов. Австрийский поэт Рильке утверждал, что все страны граничат друг с другом, и только Россия граничит с Небом. В том и роль русской литературы. Люблю цитировать назидание Баха, данное ученикам и коллегам, что музыка должна служить делу спасения душ или славить Господа, и если это не принимается во внимание, то получается «монотонный шум или дьявольское теньканье». Нам сверху спущены директивы: «Делай, что должно, и будет тебе», а также «Не зарывай дара своего».
— Можно ли в возрасте 60+ говорить о планах? И если да, то какие планы? Их больше или меньше, чем было в молодости?
— На удивление, в последнее десятилетие, в мои новобелгородские годы опубликована дюжина моих книг разных жанров, включая паломнические очерки, — в Питере, Москве, Белгороде. Сейчас подготовил и готовлю к изданию в наших столицах ещё несколько, и в них немало материалов, связанных с родной Белгородчиной. Но здесь это интересно единицам. Много публикаций в толстых журналах, антологиях, хрестоматиях, сборниках. Некоторые книги приобретены крупными зарубежными библиотеками. Но в некоторых центральных белгородских о некоем Минакове слыхом не слышали, а на Украине мои книги, наверное, уже сожгли вместе с миллионами томов русской литературы. В нескольких университетах России и зарубежья (но не в БелГУ) изучают и переводят мои сочинения — стихи, эссе, публицистику, проводят семинары, пишут и публикуют статьи, дипломные и курсовые работы.
В июне взялся писать обзор современной поэзии на тему «Русской весны», Новороссии, СВО, бывшей Украины, а он неожиданно вырос до размеров книги. «Мнемозина с гвардейской лентой». Подзаголовок: ««Русская война» и стихи нового века. Мотивы, образы, имена». Первая часть опубликована в журнале «Алтай», с сокращениями. Продолжение следует. Но уже поступили просьбы «со всей Руси великой» — разместить «Мнемозину» в разных сборниках. А я мечтаю увидеть её отдельной книжкой.
Беседовал Андрей ЮДИН
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СТАНИСЛАВА МИНАКОВА