— Евгений, когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой и играть на гитаре?
— Родители меня прочили в пианисты. Но в тот момент преподавателя по этому инструменту в музыкальной школе не было, зато был учитель игры на балалайке — Иван Михайлович, спасибо ему! С тех пор я играю на струнных инструментах. Семиструнная гитара в нашем доме являлась предметом интерьера. Она висела на ковре. Сначала я освоил на гитаре три струны, а потом и всё остальные.
— Какую музыку вы слушали в детстве?
— Разумеется, ту, которую включали родители, плюс радио. Мама слушала различных эстрадных исполнителей, а отец — классику. Мне нравилась музыка, в которой я чувствовал что-то близкое для себя — мелодию либо текст. С возрастом я начал слышать в музыке и то, чего бы не хотелось. Когда я слушаю музыку советских времён, сталкиваюсь с интересными пассажами, которые сейчас совсем не применяются. Про текст современных песен и говорить не хочу.
— Сейчас музыка максимально упростилась. По вашему мнению, это хорошо или плохо?
— Я считаю, что это плохо. При прослушивании такой музыки не возникает потребности думать. Это просто фон.
— Какую музыку вы никогда не сможете понять?
— Я, как ни странно, не смогу понять джаз. Самый сложный для меня — фри-джаз. Хотя мои коллеги-музыканты на одной из репетиций уверяли, что я умею его играть. Конечно, я могу это сделать, но понять не в состоянии.
— Евгений, на чём вы предпочитаете слушать музыку?
— У меня музыкальный центр, который имеет две деки и CD-проигрыватель. Ему уже почти четверть века. Я приобрёл его из-за того, что он имел разъём под электрогитару, игру на которой сразу же можно записать на кассеты и сделать сразу два трека. Одно время я постоянно слушал музыку, даже по дороге в магазин, через наушники. Теперь для меня важно слушать то, что происходит вокруг. В последнее время я мало слушаю музыку. По поводу качества звука расскажу историю из жизни. Мой сосед — заядлый рокер и обладатель шикарного звуковоспроизводящего оборудования. Один раз он воспроизвёл для меня альбом «Beatles» на виниловой пластинке. Я закрыл глаза и почувствовал себя в зале, где музыканты играют для меня вживую. Я не большой любитель «Beatles», но впечатлением от звучания проникся до глубины души. Порой и когда слушаешь любимую мелодию из дешёвой колонки, замечаешь нюансы, на которые раньше не обращал внимания.
— Качество звука для вас неважно, а качество исполнения?
— Сложный вопрос. К качеству исполнения я всегда предъявляю претензии себе. Это вопрос принципа. Порой понимаешь, что лучше не сыграешь. Когда слушаешь чужое исполнение и видишь погрешности, то воспринимаешь их как данность. Зачастую студийная запись разительно отличается от концертного исполнения того же произведения. Звукооператоры делают всё, чтобы исправить погрешности музыканта. То же с выступлением под фонограмму. Зачем платить за билет, когда то же исполнение можно послушать с диска?
— Как вы думаете: музыка объединяет и делает людей лучше? Есть ли музыка, которая у всех вызывает одинаковые эмоции?
— Музыка настолько многогранна и всеобъемлюща, что заполняет практически всё. Например, музыка тишины. По поводу того, что музыка может быть универсальной, вопрос спорный. Для каждого человека есть своё положительно воспринимаемое сочетание звуков. Насколько музыкант его близко воспроизвёл, так и воспринимается его исполнение. Хотелось бы найти универсальную мелодию, но это маловероятно.
— Как вы относитесь к музыкальному образованию в школах?
— То, что звучит на улицах города, мне не нравится. Думаю, всё зависит от домашнего воспитания. Классическую музыку, к сожалению, сейчас слушают всё меньше. Современное образование базируется на обязательном изучении определённых дисциплин без учёта желания ученика. Конечно, многое зависит от качества преподавания.
У нас в школе на уроках музыки классике уделялось не много времени, а современной не было вообще. Изучались пионерские песни. Но для того, чтобы узнать всю музыкальную среду, одного урока в неделю явно мало.
Иногда мне кажется, что музыкальное образование убивает творчество. Пример: знаю замечательного пианиста, который не имеет музыкального образования. Он говорит, что играет так, как слышит мелодию, а также насколько ему нравится её звучание. Так что не всегда знание помогает творчеству.
— Евгений, сможет ли нейросеть создавать музыку лучше человека?
— Вполне возможно. Как по мне, неважно авторство музыки. Я слышал результаты работы нейросети. Впечатляет. Нейросеть делает аранжировку и даже напевает под мелодию текст. Хотя задачу ей ставит всё равно человек.
— Евгений, можно ли представить мир без музыки?
— По-моему, это будет конец света. Надеюсь, что этого никогда не произойдёт.
Беседовали Сергей ЕЛИСЕЕВ и Антон ГРЕБЕННИКОВ
ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»