— Что такое охрана труда и зачем она нужна?
Ксения Крамская: Это система сохранения жизни и здоровья работников во время их трудовой деятельности. В неё входят обучение, оценка рисков на рабочих местах, специальная оценка условий труда, проведение медицинских осмотров и прочие аспекты.
Артём Будков: На мой взгляд, охрана труда — это прежде всего выполнение законодательных требований. Но поскольку наше предприятие в 2022 году вошло в контур крупной государственной корпорации, в которой действует концепция «нулевого травматизма», то мы не останавливаемся лишь на исполнении требований законодательства. У нас внедряется культура безопасного поведения. Это комплекс мероприятий, направленных на изменение поведенческой модели работника, в результате которых он будет выполнять все требования и нормы техники безопасности, даже когда на него никто не смотрит. Эта манера поведения сохраняется не только во время работы, но и в быту. Кроме того, невозможно описать каждую конкретную ситуацию. Например, нигде в правилах по технике безопасности не написано, что нельзя горящий окурок бросать в мусорное ведро. Все понимают: это опасно. Нельзя описать и складирование каждого предмета. Работник должен сам осознавать возникающие риски, с которыми он может столкнуться.
— Что входит в служебные обязанности сотрудника по охране труда?
К.К.: Специалист по охране труда занимается обучением, разрабатывает локальные нормативные акты предприятия (приказы, положения, инструкции, чек-лист). Кроме того, он направляет работников на периодические медицинские осмотры. Специалист по охране труда осуществляет контроль, проводит оценку условий труда и оформляет документы по рискам.
А.Б.: На нашем предприятии ко всему вышесказанному добавляется ещё одна обязанность. Если специалист по охране труда видит нарушение, то перед тем как наказать работника, он должен провести разъяснительную работу. В первую очередь в режиме диалога выясняем, что побудило к такому поведению. В случае если на то были весомые причины, начинаем совместно искать пути решения проблемы. После этого разрабатываются мероприятия по устранению опасных условий труда. При повторном нарушении к работнику применяются штрафные санкции.
— Как у вас организовано обучение сотрудников?
К.К.: На нашем предприятии функционирует система управления производственной безопасностью. Специфика нашей деятельности — работа с объектами повышенной опасности. У нас разработано положение о таких работах, а также утверждён их перечень. При приёме на работу сотрудник проходит вводный инструктаж, а также инструктажи по электро- и пожарной безопасности. В связи с нынешней оперативной обстановкой проводится инструктаж по действиям в чрезвычайной ситуации. После того как новый сотрудник приходит в своё структурное подразделение, он проходит первичный инструктаж на своём рабочем месте, знакомится с инструкциями по охране труда и локальными нормативными актами. Затем в течение ближайших шестидесяти дней проходит обучение по технике безопасности, которое проводит методический центр нашей компании. Занятия проводят квалифицированные преподаватели. Методический центр имеет учебные классы с наглядными пособиями, он также оснащён макетами и натуральным оборудованием. Функционирует и учебно-тренировочный полигон, на котором теоретические знания отрабатываются на практике.
А.Б.: Отличительной чертой государственной корпорации является внушительный институт внутреннего тренерства. Тренинг принципиально отличается от обучения, поскольку он проводится в режиме диалога и с практической отработкой навыков. На нашем предприятии сейчас проводятся тренинги по двум программам – «Безопасные методы выполнения работ» и «Диалог о безопасности». Первый тренинг рассчитан на сотрудников рабочих профессий. Он позволяет ознакомиться с методикой «Пять шагов безопасности» и отработать её на практике. Первый шаг: перед началом работы сотрудник должен оценить своё физическое и психоэмоциональное состояние. Второй: он анализирует предстоящее задание, состояние рабочего места с точки зрения безопасности труда. Третий: оценка собственных навыков и компетенций, необходим ли помощник. На четвёртом надо продумать план действий в аварийных и нештатных ситуациях, в том числе оказание доврачебной помощи пострадавшему. И, наконец, пятым принимается решение: безопасно или нет выполнять данную работу.
Тренинг «Диалог о безопасности» предназначен для руководителей. Он даёт теоретическую базу, которую предстоит применить на практике. Руководитель должен немедленно остановить небезопасные работы, которые он увидел. После этого проводится диалог с работником, выводя его в нейтральный психоэмоциональный фон. Руководитель должен выяснить, что побудило сотрудника к небезопасным действиям, а также оценивает ли он степень риска. Затем разрабатываются комплексные мероприятия с участием работника. В завершение с сотрудника берётся обещание впредь не повторять такие действия. Как бы банально ни звучало, это накладывает на человека груз ответственности. В случае если он не сдержит слово, к нему применяются традиционные меры воздействия. Во время этого тренинга используется настольная деловая игра, которую мы разработали совместно с кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» БГТУ им. В.Г. Шухова. Во время игры обучаемый отвечает на вопросы и решает ситуационные задачи. Игра завершается только после того, как к финишу пришли все её участники. С этой игрой мы участвовали в конкурсе по развитию культуры безопасности в Москве. Наш проект получил высокую оценку и одобрение на тиражирование.
— Как осуществляется контроль соблюдения требований безопасности?
А.Б.: Мы анализируем базовые показатели — количество нарушений, число проведённых мероприятий и другие. Оперируем также количеством стоп-карт и числом протоколов опасных ситуаций. Это новация для нашего предприятия. Стоп-карта представляет собой брошюру с пустыми графами, которая выдаётся сотруднику после прохождения вводного инструктажа и остаётся на весь период рабочей деятельности. Если он считает, что выполнение поставленной задачи небезопасно, то вносит своё мнение в стоп-карту и передаёт руководителю структурного подразделения для разработки оперативных мероприятий. Работы приостанавливаются до устранения рисков. Что касается протоколов опасных ситуаций, мы дали каждому работнику, вне его должности, возможность указывать на небезопасное проведение работ и несоответствующие нормам условия труда. В протоколе фиксируется потенциально опасная ситуация и её краткое описание. Документ передаётся руководителю структурного подразделения, на территории которого зафиксировано нарушение норм техники безопасности. После этого проводится оперативная разработка мероприятий. При таком подходе каждый работник является немного инспектором по охране труда.
К.К.: У нас тоже есть нововведение: «Поведенческий аудит безопасности». Это чек-лист, который имеется у руководителей различных структурных подразделений. В качестве наблюдателей они приходят на место выполнения работ и вносят в этот документ свои замечания. Небезопасные работы сразу же останавливаются. На основании чек-листов делается анализ рисков, на которые необходимо обратить внимание.
— Какая работа ведётся с молодыми специалистами?
А.Б.: В государственной корпорации имеется отраслевой совет молодёжи, который функционирует и по направлению безопасности труда. Ежегодно решаются конкретные задачи. Недавно был проведён конкурс видеороликов «Молодёжь о безопасности». Главными критериями оценки работ были креативность и раскрытие идеи. В конкурсе приняли участие более сорока роликов. Среди них три представило наше предприятие. Приятно, что они заняли призовые места. На прошлой неделе стартовала акция «Молодёжный патруль безопасности». Это чем-то напоминает фиксирование потенциально небезопасных ситуаций, но с элементом мотивации. Молодые сотрудники, вне зависимости от их должности и компетенции, могут взять разработанный чек-лист и посетить другое структурное подразделение. В документе они фиксируют ситуацию с техникой безопасности. По итогам патруля молодой специалист передаёт чек-лист руководителю структурного подразделения. Акция проводится в рамках конкурса, итоги которого будут подведены в конце октября. Победители, которые провели наибольшее количество патрулей, будут награждены ценными подарками.
Ещё в госкорпорации несколько раз в год проходят «Студенческие цеха». Очередной цех был в августе. Это мероприятие может проходить как в онлайн-формате, так и в очной форме. Студенты со всей страны подают заявки по различным компетенциям, в том числе и по технике безопасности. Затем они проходят курс лекций, а потом пишут эссе и дипломную работу. После защиты проекта (дипломной работы) ребята получают различные бонусы от своих вузов.
— Сейчас большое внимание уделяется обучению белгородцев оказанию первой помощи. Как строится эта работа на ваших предприятиях?
К.К.: В связи с оперативной ситуацией у нас обучены инструкторы для проведения занятий с сотрудниками. Кроме того, ежемесячно в каждом структурном подразделении проводятся занятия по доврачебной помощи со специалистами отдела промышленной безопасности. На них отрабатываются навыки как реанимационных действий, так и остановки кровотечений.
А.Б.: У нас практически аналогичная ситуация. Стараемся уделить максимум времени отработке у сотрудников практических навыков. Акцент делается на приёмах тактической медицины, используемых при нештатных ситуациях.
Беседовала Екатерина СКЛЯРЕНКО
ФОТО АНТОН НЕКРАСОВА