Благодаря новой экспозиции белгородцы вслед за автором работ могут пройтись по улочкам солнечного региона, расположенного на юго-востоке, и вдохнуть немного жаркого и влажного средиземноморского воздуха.
Геннадий Иванов в Белгороде выставляется впервые. Он родом из Бобруйска, но с 2005 года живёт в Великобритании, много путешествует. У него большое количество живописных путевых заметок. «По следам Винсента Ван Гога» — среди них только одно из направлений, но эта тема особенно близка автору, она его интересует на протяжении почти двадцати лет. Можно сказать, это то, чем художник живёт постоянно. Вот почему для выставки в Белгороде были выбраны именно такие работы.
— Когда я был в Провансе и писал разные места, я вдруг обнаружил, что меня интересуют те же объекты, что и великого художника. Так родился проект. Мне захотелось побольше узнать о нём и его творчестве, попытаться взглянуть на мир его глазами. Мне нравится его экспрессия. За всю жизнь он продал всего одну картину. Мне до сих пор непонятно, как эту его эмоциональную силу не оценили современники, — признался Геннадий Иванов.
В экспозиции представлено 39 картин, выполненных в разные периоды и преимущественно пастелью.
— Во-первых, её легко возить. Бумага, пастель — это всегда альбом с собой. Тут же достал, расположился где тебе удобно. Что-то увидел, захотелось это запечатлеть. А этот материал позволяет мгновенно реагировать на первую эмоцию, — пояснила учёный секретарь музея Алла Селютина.
Среди работ есть также эскизы и этюдные работы, выполненные акрилом. Все они созданы в Провансе под впечатлением от мест, в которых работал Ван Гог. Это городские зарисовки, на которых изображены уютные улочки провинциального городка.
— Я очень рада, что мы здесь получили частичку Прованса. В нашем Белгороде, в наше неспокойное время. Вы видите, сколько людей. Конечно, они собрались, потому что хочется чего-то нормального, человеческого, красивого, а Ван Гог — это художник, которого любят все. Поэтому работы по мотивам его трудов — беспроигрышный вариант. Та свобода, свежесть, красота, которая присутствует и в живописи Геннадия Иванова, заряжает оптимизмом, — поделилась заведующая сектором графики Наталья Гончаренко. — Это свободное рисование, наброски, видно, что человек владеет графическими техниками и воплощает именно то, что задумал. Не слепо копирует натуру, а вычленяет что-то главное.
У гостей была возможность лично оценить, как автор видит то, что наблюдал Ван Гог, и как он отражает это в своих работах. Краски у работ Геннадия Иванова яркие, сочные, открытые, цвет здесь намеренно «завышен»:
— Есть реальный цвет, а есть цвет души художника. Можно сказать, что в этой живописной манере и есть диалог двух мастеров: того, что жил более ста лет назад, и нашего современника, — считает Алла Селютина.
— Творчество художника неотрывно от социума. В картинах присутствует и историческая достоверность и эмоция, которую не всегда можно найти даже в фотографии. А здесь есть цвет, экспрессия, чувства. Это роднит художников с музыкантами, театральными работниками, писателями, и для меня это очень важно, — отмечает Геннадий Иванов.
Открытие выставки прошло в формате вечера-беседы.
— Это уникальная возможность услышать интересный рассказ автора работ. Впечатления от выставки самые прекрасные. Спасибо за подаренное настроение, — поделилась в конце вечера одна из гостей.
— Это настроение праздника, лета, композиция цветов. Очень интересно, — выразил мнение другой посетитель выставки.
— Сегодня нам, как никогда, нужно искусство. Оно нас заставляет распрямить плечи, — подчеркнул третий.
Николай КОРЯГИН
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА