— Вот видите, как я сижу. Особенно при поворотах неудобно. Сейчас я беру второй размер постоянно, — досадует водитель Егор Ткаченко, указывая на свой бронежилет.
Даже если размер подходящий, даже если ты самый молодой водитель в транспортной компании, в бронежилете за рулём весь день тяжело. Когда его ношение сделали обязательным не на всём маршруте, 24-летний Егор вздохнул полной грудью.
— Начальство нам предложило такой вариант, что мы его будем надевать только на остановке Щорса, когда пересекаем улицу Губкина — в зоне опасности, это Есенина, Губкина, «Спутник».
В спальный район, который десятки лет назад за близость к соседнему приграничному региону назвали Харьковской горой, прилётов больше всего. Чтобы не поднялась волна возмущения, руководство транспортной компании не закрепляет этот маршрут за определённым водителем. В южную часть города ездят все, по очереди.
— Выдали бронежилеты, каски вот эти. Стёкла у нас в салоне обклеены бронеплёнкой все, кроме лобового. Его нельзя ничем заклеивать. Но там, где смогли, мы всё оклеили, — рассказывает Егор.
Если бы до начала СВО Егору сказали, что его профессия станет одной из самых опасных в Белгородской области, не поверил бы. Так же, как и в то, что остановки на маршруте будут по несколько часов.
12 марта был рекорд — Егор провёл на конечной весь день. Обстрелы не прекращались. То, что во время ракетной опасности общественный транспорт должен стоять, опаздывающие на работу пассажиры не всегда воспринимают спокойно. Жизнь между обстрелами никто не отменял.
— Все пассажиры сейчас послушны, но в большинстве своём нетерпеливы. Им переждать сложнее, чем нам, кто-то спешит. Все спрашивают, когда поедем, говорят: «А мне уже пришёл отбой». Такое бывает, — делится водитель.
Сигналы о ракетной опасности приходят от диспетчеров на навигационные устройства. Они на видном месте. Но у водителей автобусов, как и у всех остальных жителей Белгорода, в Телеграм есть группа, уведомления от которой беззвучными не делают никогда.
— Предупреждения приходят от разных групп, включая «МЧС», а потом диспетчер наш нам говорит, что можно ехать. Задержка может секунд десять от силы. Всё равно первоначально это будет видно в разных каналах. После обстрела 30 декабря было страшно работать, посмотрел, что стало с автобусом и водителем. Кстати, водитель этот, уже вышел у нас на работу, — с уважением говорит Егор.
— Никакого предчувствия не было. Обычный рабочий день. Уже почти до обеда доработали, тихо. Потом еду на Славы и услышал сильные взрывы. ПВО так не работает. Такого никогда не было. Ну и потом прям перед автобусом снаряд воткнулся и взорвался, — вспоминает водитель Евгений Будков события 30 декабря прошлого года. — Чувствую, что я жив-здоров и решил: надо что-то делать. Попытался открыть двери, пассажиров выпустить, а они не сработали, видно, что-то перебило осколками. Потом разбили стекло на средних дверях. Из пассажиров никто не пострадал.
С пассажирами так и было, а по поводу себя Евгений Будков слукавил. Его слова «жив-здоров» на самом деле на языке медиков означают «тяжёлое ранение». Осколки были в груди и левой руке. Посекло глаза. На правом заменили хрусталик.
— У меня глаза были, как будто засыпаны песком. Слезились просто, — говорит он. — Я сначала почувствовал, что как будто руку оторвало, такая какая-то непонятная боль. Тут пыль была от стекла, не видно ничего. Ну а потом непонятно откуда взялись военные. Они мне наложили турникет сразу на руку, потом жгут — турникет не помогал, кровь сильно текла. Ну и всё, ожидали скорую помощь. Отвезли во вторую горбольницу, прооперировали там.
30 декабря ВСУ били по центру Белгорода. Тогда погибло 25 человек, более ста получили ранения. Среди них и водитель ЕТК Евгений Будков. После обстрела его автобус был практически как решето. Больше всего пострадало лобовое стекло. На ремонт ушло более полумиллиона рублей. Восстановили автобус своими силами, в родной ремонтно-механической мастерской. Всего за время СВО в Единой транспортной компании осколками повредило 10 автобусов. Все уже отремонтированы и на ходу.
Олег Анохин — водитель другой компании. Он на пригородном маршруте — по харьковскому направлению. К тому, что следить приходится не только за дорогой, но и за небом, уже привык.
— Ехал по маршруту 102а. Въехал в Майский, объявили ракетную опасность. Доехал до аграрного университета, где было укрытие. Вывел всех пассажиров, и сам с ними зашёл в остановку. И через полминуты посыпались осколки на пешеходный переход. На нас, к счастью, не попали. Обломки снаряда начали падать прямо на асфальт. Два куска лежали на проезжей части, — вспоминает он.
— В тот день ехала в этом автобусе, с этим водителем. Попали под обстрел. Он бегом до остановки нас довёз и загородил автобусом, чтобы даже если что- то будет лететь со стороны Украины, то будет падать на пустой автобус, а не на нас. Осколки летели, один огромный упал прямо рядом с нами. Он потом поднял их, сказал, отвезёт на автобазу, — вспоминает одна из постоянных пассажирок Олега.
— Это героические люди, я считаю. А как нам добраться, если они не будут выезжать. Мы же не можем пешком дойти до города. На открытой дороге, здесь же и беспилотники, и неожиданные объявления ракетной опасности, а они молодцы, — отмечает другая.
— Они на трассе большое количество времени. Это мы сели, приехали, и уже дома. А им целый день. Мы спокойны, знаем, что ребята нас привезут. Свою жизнь мы им доверяем, как себе, — делится третья.
Руководители транспортных компаний не скрывают — многие водители уволились, кто-то уехал из региона. Те, что остались, несут службу на дорогах Белгорода за всех. Каждую неделю врачи Медицины катастроф проводят для них занятия по оказанию первой помощи при ранениях. Внесённые в феврале этого года изменения в постановление Правительства области, по сути, сводятся к одному: сделай всё, чтобы спасти пассажиров. В случае обстрела или срабатывании различных взрывных устройств по маршруту движения водители должны остановить транспортное средство в крайней правой полосе движения соответствующего направления и открыть все двери салона, после чего сделать объявление о необходимости покинуть транспортное средство и проследовать в безопасное место. Они обязаны оказать помощь в эвакуации ассажиров, в первую очередь не способных к самостоятельному передвижению, в том числе раненых и потерявших сознание, после чего проследовать в безопасное место. А при поступлении сообщения о прекращении ракетной опасности осуществить посадку пассажиров в транспортное средство и продолжить движение с учётом текущей дорожной обстановки.
С момента начала СВО трагедия в одной транспортной компании всё-таки случилась. При очередной атаке на Белгород погиб 27-летний водитель автобуса ЕТК — Владимир Ефимов. Погиб за рулём, но только личного автомобиля. В нерабочее время.
— Сейчас, я считаю, это дело случая в нынешней обстановке. Жалко очень, молодой был, общительный, добрый, неконфликтный, весёлый. Мы дружили. Он погиб 2 января во время второго обстрела рядом с авторынком. Осколок вроде как в сердце прямо ему попал, — вспоминает Егор.
С тем, что обстрелы застают прямо на дороге, ребята смирились. Их часовые рейсы, которые они знают наизусть, стали длиною в жизнь.
— А чего мы должны бояться? Пусть нас боятся. Что мы всё равно, несмотря на обстановку, ездим. Все как ездили так и ездят, с опозданием или без, своих людей мы доставляем, — говорит Олег.
— Мы всё-таки коллектив сильный, стойкий, стараемся держаться на плаву, — вторит ему Егор.
— Пассажиры до сих пор, бывает, встретят в магазине, спрашивают: это вы, Женя? Мы за вас так переживали, молились. Водитель — это моя жизнь. После ранения уходить даже мысли не было. Всё хотел вернуться быстрее на своего коня и боевого друга, — делится Евгений. — Из Белгорода уезжать не собираюсь. А куда ехать? Здесь мой дом, моя семья.
Ольга ЧЁРНАЯ
ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»