Окунёмся хоть на короткое время в те зимние дни далёкого 1943 года, когда после окончания Сталинградской битвы фронт стал стремительно двигаться на запад. Тогда были освобождены вос-точные районы нынешней Белгородской области. В Генеральном штабе был разработан план Харьковской наступательной операции под кодовым названием «Звезда». Основной целью его было освобождение харьковского промышленного района. Операция началась 2 февраля и развивалась стремительно. Была прорвана линия немецких укреплений по реке Оскол на рубеже Старый Оскол — Новый Оскол — Валуйки. Уже 7 февраля 40-я армия Воронежского фронта под командованием генерала Кирилла Москаленко освободила Корочу и подошла к Белгороду. Наш город обороняла 168-я пехотная дивизия противника, отступавшая из района Корочи, и часть моторизированной дивизии «Великая Германия».
Штурм города начался на рассвете восьмого февраля. С запада в город вошли подразделения 183-й стрелковой дивизии полковника Александра Костицына, 309-я стрелковая дивизия генерал-майора Михаила Меньшикова захватывала позиции на левом берегу Северского Донца. 340-я стрелковая дивизия генерал-майора Саркиса Мартиросяна, заняв сёла Старый город и Михайловка (ныне в черте Белгорода), с востока ворвалась в город. Немцы несли большие потери и постепенно отступали в западном направлении. Вырвавшиеся из города немецкие части были разгромлены в районе Болховца. Фашисты массово сдавались в плен (всего пленных было около тысячи). Девятого февраля части трёх дивизий сомкнулись в городе. Белгород был полностью освобождён.
Среди тех, кто первым ворвался в Белгород с севера, был танковый взвод старшего лейтенанта Андрея Попова из 192-й танковой бригады. Впереди шёл танк командира взвода М3-С («Генерал Грант», сделанный в США). На углу улиц Пионерской (ныне Попова) и Ленина (Гражданский проспект) танк был подбит. Тяжелораненый Попов выбрался из горящей машины, но был убит. Андрей Иванович был похоронен с воинскими почестями в освобождённом Белгороде. Точное место его захоронения неизвестно. «Наш Белгород» ранее обращался к этой теме («Последний приют танкиста Попова» «НБ» № 5(1691), 10 февраля 2017 года), но пока точка здесь ещё окончательно не поставлена. В 1957 году на улице, ныне носящей имя Андрея Попова, был торжественно открыт памятник герою и по сей день являющийся достопримечательностью города.
Возвращаясь в те дни 1943 года, приходится с огорчением говорить о том, что тогда радость горожан была недолгой. Вскоре немецкие войска начали наносить ответные удары. С 9 по 17 марта длилась массированная бомбардировка Белгорода. Советские войска были вынуждены отступить, и 18 марта враг снова вошёл в город. Отбить Белгород контратаками советские части не смогли, а с 19 марта на всём фронте наступило затишье на период весенней распутицы. И вскоре немецкое наступление выдохлось окончательно. Линия фронта стабилизировалась и оставалась практически неизменной до лета 1943 года, когда в ходе боёв на Курской дуге война окончательно совершила крутой поворот на запад. Ну а Белгород, как всем известно, 5 августа был окончательно освобождён частями Красной армии.
Но эта дата была ещё впереди. До неё тянулись месяцы гитлеровской оккупации, боёв и потерь. А сегодня мы вспоминаем и о тех днях февраля 1943 года, когда в тяжёлое для белгородцев военное время среди зимы пахнуло свежим весенним воздухом освобождения и грядущей победы, до которой в те дни оставалось ещё более двух военных лет.
Андрей ЮДИН
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ