В «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…» говорится: «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражён был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божией Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча». В тот же год для молитв перед чудесной иконой на этом месте была воздвигнута часовня, а через два года – церковь. О святыне, которая и по сей день хранится в Смоленском соборе Белгорода, построенном благодаря этому чуду, мы поговорили с его настоятелем протоиереем Павлом Вейнгольдом.
— Отец Павел, что это за икона такая и откуда она взялась над городскими воротами?
— Это список со знаменитой Смоленской иконы Божией матери, по преданию написанной святым евангелистом и апостолом Лукой. По типу иконографии это Одигитрия – Путеводительница. Принадлежала она белгородскому купцу и большому молитвеннику Семизорову, могла достаться ему по наследству или быть написанной по заказу. Происхождения её мы не знаем, известно лишь, что она старше времени её обретения лет на 60. Семизоров был человек очень трепетно верующий, почитал Божию Матерь. Именно он по обету и поставил икону над городскими вратами. Они, кстати, были неподалёку от нынешнего нашего храма. Пришло время, он умер, я пытался разыскать какие-то его следы, родственников или хотя бы могилу – пока это не удалось. А икона осталась над вратами и пришла в запустение, никто не возжигал возле неё ни свечи, ни лампадки, все будто забыли о ней, и вдруг случилось это чудо.
— Как в дальнейшем сложилась судьба иконы, в период гонений на веру и разрушения храма, например? Кто её спас?
— Насколько мне известно, после разорения храма, она находилась у кого-то из верующих, потом попала в Николо-Иоасафовский собор.
— Святыня была на реставрации в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, как давно она оттуда вернулась и что с ней там делали?
— Это было лет семь назад. Обновление иконы не было целью реставрации – там исправляли лик Богомладенца. Он был искажён в связи с тем, что икону хотели сохранить от поругания, и для этого её закрыли окладом от другой, чужой иконы. Лик Христа не попадал в прорезь в окладе, и его дописали в этом месте поверх оригинала. Оклад и по размеру ей не подходил, для подгонки использовались газеты 1925 — 1927 годов.
— Как Одигитрия была вновь обретена Церковью?
— Когда открывался Преображенский кафедральный собор, эта икона была пожертвована во вновь образующийся приход и оказалась там в алтаре. А я, будучи дьяконом, своими руками отдал её в Смоленский собор – в день первой службы там нечего было положить на аналой. Помню, ещё сказал: «Вы же её обязательно после службы верните». Но получилось иначе – икона не вернулась, а, наоборот, меня вслед за собой привела в Смоленский собор, она же «Путеводительница» — ей виднее, какой путь кому уготован.
— Икона эта известна как чудотворная, и тому есть много свидетельств, но у вас не принято на неё вешать всевозможные «дары», как в других храмах, почему?
— Даров на самом деле очень много, люди оставляют их в благодарность, мы это всё храним, но выставлять не будем. Мне кажется, что это в некоем роде уничижает икону, потому что её лик скрывается за этими крестиками-серёжками, да и блеск украшений отвлекает – всё это тленно, а перед иконой надо думать о вечном. Благодарность должна быть в молитве – это ведь опыт непрекращающегося живого общения. Действительно живого! Было замечено, что Богородица даже выражение меняет в зависимости от того, с какими мыслями к ней приходишь: бывает, улыбается, бывает, смотрит на тебя строго или даже с упрёком – и ты знаешь, за что. И это не ты транслируешь на неё своё внутреннее состояние – это она на него отвечает.
— А когда вы впервые заметили, что икона меняет лик?
— Впервые с подобной иконой я столкнулся в Святом Граде Иерусалиме. Мне довелось служить в месте погребения Пресвятой Богородицы и там есть Иерусалимская икона Божией Матери, которая бывает такой разноликой. Я испытал это на себе – мне, кстати, в отличие от местных, она улыбалась всегда, были кроме меня и ещё такие, кого она награждала улыбкой, но большинство этого не замечали. Я тогда, вернувшись, решил и к нашей иконе присмотреться и заметил то же свойство. Кстати, советую каждому испытать этот опыт – заглянуть в глаза Пресвятой Богородице, ну и к себе в душу, ища у неё сочувствия.
— К 300-летию явления иконы для неё был написан акафист, сейчас он получил обновление, как и сама икона. В чём была необходимость его менять?
— Произошло некоторое изменение в молитвенном прочтении, были заменены некоторые слова, но ничего существенно нового не появилось, мало кто даже заметит нововведения.
— О чём мы просим Богородицу?
— Ну о чём мы, будучи детьми Божьими, можем просить у Матери всех живущих? Чего вы, будучи ребёнком, хотели от матери? Ласки, заботы, защиты. Сейчас мы в основном молимся о том, чтобы был мир. Но после пения таких молитв, вот этого акафиста, приходит ощущение, что мы и сами должны к этому стремиться, не ждать как манны небесной, а достигать этого мира, и прежде всего внутри себя. Всё, что вылилось сейчас в специальную военную операцию, зрело на наших глазах, мы это всё видели и ничего не предпринимали. Сейчас пожинаем плоды. Но ещё не поздно, я уверяю вас, опамятоваться. Надо преодолевать себя внутри, срывать покровы со своего внутреннего состояния, ставящего комфорт превыше всего и заставляющего закрывать глаза на несправедливость. Для белгородцев сейчас это очевидно. Но очевидно также и то, что чудо присутствует в нашей жизни. Например, когда эти бомбы упали на Светлой седмице посреди густонаселённого жилого квартала и никто не пострадал — это мог быть только благой промысел Божий.
— Получается, всё это время икона незримо защищает нас?
Как в те времена, когда икона находилась над городскими вратами, так и сейчас она охраняет наш город. Тогда любой, кто проходил через ворота с недобрыми намерениями, обратив взор на лик Пресвятой Богородицы, наверняка оставлял эти намерения, будто у него вдруг заговорила совесть. И выходящий тоже благословляем был Божией Матерью. Одигитрия ведь заставляет вольно или невольно идти правильным путём. Когда ворот не стало, город разросся, мы поняли, что необходимо помочь нашей защитнице его оберегать, и стали объезжать со святым образом вокруг города. Мы по традиции делаем это каждый месяц и надеемся, что к нашим молитвам во время такого путешествия прибавляются молитвы сотен белгородцев, которые знают, что мы это делаем. За счёт этого, быть может, есть некая несокрушимая стена, которая не позволяет противнику добиться успеха и попрания наших духовных и физических сил.
Мы даже облетали город и область с нашей святыней. И от пожаров лесных, и от засухи, и от неурожаев она нас спасала, потому что мы верим в Неё, заступницу. Как говорится, «верующий идёт молиться о дожде и берёт с собой зонтик». Если жить с верою, то так и будет – всем на благо. Пресвятая Богородица чувствует, когда ты сердечно молишься, когда уповаешь на Неё, и отвечает благословенной улыбкой. Она живая и будет жить, пока к ней устремлена наша живая молитва.
— Как 15 октября будет праздноваться юбилей явления святыни?
— Будет служба, но, наверное, по-особому проникновенная и при большом стечение народа. Будем петь акафист, а также вручать награды людям, которые много потрудились во славу Божию. В самый праздник будет две Божественные литургии и крестный ход с иконой вокруг храма. Приглашаем всех белгородцев присоединиться к этим достопамятным торжествам.
Справка НБ: ОДИГИ́ТРИЯ — тип иконографического изображения Богородицы, представляющий собой образ Богоматери, держащей на левой руке Младенца Христа и указывающей на Него правой рукой, как бы говоря о том, что он и есть Путь к спасению. Младенец благословляет молящихся правой рукой, а в левой руке держит свиток или книгу.
Беседовала Марина МИНДОЛИНА
Фото Бориса Ечина и с сайта Смоленского собора