Руководитель белгородской гимназии стал лучшим директором школы в стране
>По итогам всероссийского конкурса «Директор школы — 2018», который ежегодно проводится редакцией журнала «Директор школы», абсолютным победителем назван директор гимназии №3 Белгорода Андрей Мухартов. Ему присвоено высокое звание «Лучший директор школы — 2018». Отметим, что в этом году в открытом конкурсе приняли участие 337 человек из всех российских регионов. Мы побеседовали с Андреем Александровичем о творческом состязании педагогов-новаторов и его подходах к развитию отечественного образования.
На первом этапе участникам конкурса было предложено написать эссе на тему «Пожелание самому себе: что мне нужно сделать для роста эффективности моей школы». Организаторы конкурса внесли при этом ряд ограничений. Так, авторам следовало избегать общих слов — «улучшить», «увеличить», «повысить» и прочих. Жюри принимало в расчет конкретность и откровенность конкурсанта. Андрей Александрович рассказал: «Я ничего не стал выдумывать, а написал о том, как работает в Белгороде коллектив гимназии №3. В нынешнем году мы поставили перед собой задачу, которую обозначили фразой: «Не догоняй других — перегони себя».
В эссе Андрей Мухартов сформулировал свой взгляд на систему образования. «Считаю, что надо ломать стереотипы. Во многих учебных заведениях полагают: в школе главный директор, а далее по старшинству следуют заведующий учебной частью (завуч) и учителя. По моему глубокому убеждению, в школе главные — дети! Для них, собственно, и созданы все образовательные учреждения. Увы, сейчас во многих из них распространена система запретов. С малых лет ребенку внушают множество «нельзя». Хочу сделать так, чтобы в гимназии №3 действовала разрешительная система. Дверь моего кабинета всегда открыта. И не только для учителей. Каждый ученик может прийти ко мне со своими вопросами либо просто попросить поиграть на перемене с кубиком Рубика. Это шаг к открытому образовательному пространству, в котором дети чувствуют себя в гимназии хозяевами», — убежден Андрей Александрович.
Во второй этап конкурса, который состоялся летом, прошли 80 человек. В их числе был и директор третьей гимназии Белгорода. Перед конкурсантами поставили задачу: представить трехминутный презентационный видеоролик об их системе деятельности. По ходу сюжета предстояло ответить на несколько вопросов жюри. Видеоролик, по сути, должен был быть педагогическим вызовом, который произвел бы эффект. Андрей Александрович отметил:
— В моем ролике делается следующий акцент: в обозримом будущем люди должны забыть, что в названии нашей гимназии имеется «№3». Я стремлюсь к тому, чтобы горожане стали говорить: «Отдаем своего ребенка в школу Мухартова». Хочу, чтобы дети посещали уроки не по названию предмета, а конкретного всеми уважаемого учителя. Фамилии ведущих педагогов должны стать брендами! Это амбициозная задача, но ее необходимо решать. К тому же я выступаю не за переманивание учите- лей-новаторов из других образовательных учреждений, а за воспитание их в гимназии №3. У каждого нашего педагога сейчас имеется возможность заниматься проектно-исследовательской деятельностью и перенимать опыт у специалистов из любого российского региона. Было бы у учителя желание и стремление к росту профессионального мастерства! В гимназии работает система наставничества. Молодые учителя получают помощь и поддержку со стороны маститых педагогов.
В видеоролике участники конкурса также должны были рассказать о недостатках в своей работе. Самокритика — дело непростое и не каждому по плечу. Андрей Мухартов признался: «У меня, конечно же, имеются свои «минусы». К примеру, хорошему администратору для решения кадрового вопроса проще и дешевле переманить специалиста, нежели тратить на его подготовку время и деньги. Лично я противник такого подхода. Кроме того, многое стараюсь делать самостоятельно, а не давать распоряжения подчиненным и затем контролировать ход их выполнения. В результате теряю драгоценное время, которое могло бы пойти на ознакомление с передовым опытом коллег или выработку стратегии развития гимназии. По натуре я — демократ. Мое кредо — в педагогическом коллективе и школе в целом все равны. Главное, чтобы учитель и ученик понимали и уважали друг друга».
В этом году организационные проблемы не позволили собрать в Москве тридцать лучших педагогов России. Андрей Александрович констатировал: «Допускал мысль, что пройду в очный этап этого представительного конкурса, но то, что стану его абсолютным победителем, — для меня полная неожиданность».
Хочется подчеркнуть, что система оценок была максимально объективна. Все материалы рассматривали не только члены жюри-теоретики, но также эксперты, в состав которых входили педагоги-практики — победители конкурсов прошлых лет. Например, эссе оценивали порядка полутора сотен человек. В итоге директор гимназии №3 получил 70 баллов из 75 возможных.
Андрей Александрович резюмировал: «Победа в конкурсе «Директор школы — 2018» не была для меня самоцелью. Хотелось пообщаться с коллегами, перенять накопленный ими опыт, взглянуть по-новому на традиционные вещи. Считаю, что мне оказаны высокая честь и доверие. Я включен в число экспертов журнала «Директор школы». Высокое звание надо впредь поддерживать — искать ответы на всевозрастающие запросы родителей и общества. В этом, должно быть, и заключается смысл отечественного образования».
Павел ПЕРЕДЕРИЙ