► 21 марта отмечается Международный день кукольника. Многие думают, что кукольник — это человек, который только и делает, что дергает за ниточки марионеток и повторяет заученный текст. Чтобы опровергнуть этот стереотип и показать, насколько эта профессия уникальна и многогранна, мы встретились с актером Белгородского государственного театра кукол, доцентом кафедры театрального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры, заслуженным артистом России, трижды лауреатом Щепкинской премии Вячеславом Семейченко.
В июле этого года исполнится уже 35 лет, как Вячеслав Леонидович играет на сцене Белгородского государственного театра кукол. За это время он неоднократно побеждал на различных театральных фестивалях и конкурсах, пробовал себя в роли режиссера. Но работать кукольником он никогда даже не думал, мечтой детства всегда было стать драматическим актером в кино.
— Я еще в школе занимался в театральной студии, играл в КВН, но больше всего мечтал играть в кино. Тогда мне нравились самые разные профессии: я и военным хотел быть, как все мальчики, и служить во флоте, потому что вырос на море, а когда стал смотреть фильмы, понял, что артист может сыграть человека любой профессии. Мне хотелось перевоплощаться, — признается собеседник.
Поступать Вячеслав Семейченко решил на театральное отделение Харьковского института искусств на актера драматического театра. Прошел два тура, а на третьем провалился, и ему предложили поступать на кукловода, а позже перевестись на актера.
— Я сначала засомневался, потому что не имел понятия, что это за профессия такая. Хотелось же учиться именно на драматического актера, но позже желание переводиться у меня пропало. Открыл для себя удивительный мир кукольного театра…
Окончив институт, Вячеслав Леонидович по распределению попал в театр кукол Херсона. Отработав там всего 4 месяца, ушел в армию, а после приехал в Белгородский государственный театр кукол, где радует маленьких белгородцев и сегодня.
— Я всегда думал, что кукольники прячутся за ширмой и зритель их не замечает, видны лишь куклы. В Советском Союзе даже был такой термин — «за-ширменное искусство», — уточняет Вячеслав Семейченко. — Но за последнее время мир кукольного театра изменился, и сегодня у нас только 3-4 спектакля за ширмой, остальные же — с артистами на сцене. То есть нас, кукольников, зрители уже знают в лицо. И свою мечту стать драматическим актером на сцене театра я однозначно исполнил!
Петрушка, Генерал, Кот в сапогах, Ду-ремар, Чипполино и многие другие — за 35 лет работы у Вячеслава Леонидовича огромное количество разноплановых сыгранных персонажей в более чем 150 спектаклях. Любимая кукла артиста — добрый волшебник Финн из «Руслана и Людмилы», это драматический персонаж, которого играть не так просто. Но именно в таких спектаклях кукольник и чувствует себя настоящим артистом.
— Невозможно забыть и один из моих первых сыгранных спектаклей — «Приятного аппетита, Тигр!» по Дональду Биссету. Там я сыграл сразу троих персонажей: Кузнечика, орла Дэвида и носорога Сэма. Это также теперь мои любимые куклы. Вообще за годы работы в кукольном театре я с легкостью научился перевоплощаться в одном спектакле из отрицательных персонажей в положительные и наоборот. У нас это называется «попасть в маску», то есть мы видим куклу и должны стать ею, — рассказывает артист.
Самыми требовательными зрителями заслуженный артист РФ считает детей.
— Мы, кукольники, сами как дети. До сих пор играем в куклы. И я знаю точно — если маленькому зрителю не будет интересно то, что ты показываешь, то уже ничего не поделаешь, он либо будет смотреть в телефон, либо просто уйдет. И вот заинтересовать его — это главная задача для нас, — отмечает Вячеслав Леонидович.
— Я ни на секунду не пожалел, что стал кукольником. Наверное, судьба так и должна была распорядиться. За годы работы, кстати, меня не раз приглашали в театр драматическим актером, но я душой прирос к куклам и к своим маленьким зрителям. Я уже успел попробовать себя и в роли режиссера, поставил несколько спектаклей. Также мы гастролируем по всей России, даже праздник, 21 марта, проведем на сцене, играя для наших маленьких благодарных зрителей, — признался заслуженный артист России Вячеслав Семейченко.
Мария СКОКОВА
На фото из архива Вячеслава Семейченко: Вячеслав Семейченко: «Мы взрослые, которые до сих пор играют в куклы».
► Познакомиться изнутри с «кухней» Белгородского кукольного театра и узнать, какие артисты выступают на его творческой сцене, было интересно всегда. Нам удалось это сделать накануне профессионального праздника кукольников.
Татьяна Ещенко, одна из художников цеха по изготовлению кукол, работает здесь с 1989 года. Первым делом она ведет в музей театра, где царит великое разнообразие лиц, глаз, страшных физиономий и хитрых мордочек, уютно расположившихся в тишине многоярусных стеллажей. Поднимаю со стекла витрины безвольную кучку цветных лоскутков, из которой топорщатся в стороны проволочные стержни. Татьяна берет ее в руки — и передо мной оживает улыбающийся синеглазый Арлекин из спектакля «Бурати-но», который искренне радуется приходу гостей, всплескивая руками, и посылает мне воздушный поцелуй.
— Это тростевая кукла, — поясняет Татьяна. — Ее автор — Василий Выходцев-ский. Таких же у нас можно видеть, например, в спектакле «Соловей и император» (художник Тамара Миронова, режиссер-постановщик Ирина Лебедева). Тросте-вые куклы — непременные участницы ширмового театра, который доминировал у нас вплоть до 1980-х годов прошлого века. Потом благодаря инициативе Владимира Вольховского, первого главного режиссера театра, пришла мода на открытый показ, когда актер со своим подопечным виден публике.
Трости — это тонкие металлические прутья, которые крепятся к рукам Арлекина. Ими управляет актер. Сама кукла надевается на руку через монтюру — специальный чехол, длиной до локтя. Осторожно надеваю монтюру. Пальцы нащупывают гладко отшлифованный деревянный механизм, обеспечивающий подвижность головы. Вот тут-то и начинается искусство театральной пластики, ведомое только артисту-кукольнику…
Механизмы, приводящие в движение кукол, здесь искусно конструирует Александр Хижняк — театральный мастер и художник-постановщик в одном лице. Он придумывает образ и сценографию, работая вместе с режиссером постановки, который создает общую концепцию спектакля. Фантазия же постановщиков поистине неистощима. Не так давно здесь при
участии режиссера-нижегородца Сергея Балыкова был заново поставлен «Ваня Датский» по истории архангельского собирателя фольклора Бориса Шергина.
Еще одна из самых популярных кукол -планшетная. Она оживает в руках актера, передвигаясь по твердой поверхности (планшету), внешний вид и оформление которого целиком зависят от конкретной постановки. Это может быть и двухэтажная конструкция — как, например, в спектакле «Дюймовочка», где юные зрители имели возможность созерцать сразу и надводный, и подводный мир в зарослях кувшинок и атласных лент-«водорослей».
Перчаточных кукол увидеть не довелось — эти «артисты» театра были уже упакованы для поездки на гастроли по области. А вот со штоковыми марионетками «познакомиться» смогли. Они являются одними из старейших кукол в театре и самыми «живыми». Штоки — прочные и тонкие металлические стержни, которые жестко крепятся к голове и туловищу. Другой конец штока более подвижно подсоединен к деревянной Т-образной «ваге», находящейся в руках кукловода. С помощью специальных курочков актер обеспечивает еще и вращательное движение корпуса, головы. Мелкая моторика марионетки создается и нитями, идущими к ее носу, суставам ног и рук. Длина нитей и штока может быть очень большой — когда актер находится на возвышении, скрытый от зрительских глаз, а все действо происходит на сцене внизу.
За театральными кулисами еще множество сюрпризов. В цехе по изготовлению кукол, залитом пятнами солнечного света, нас встречает Жан — персонаж одного из спектаклей, умеющий летать во сне. В руках у Александра Хижняка он в одно мгновение оживает и, кажется, вот-вот готов заговорить. С подоконника улыбается оклеенная кусочками газетной бумаги и еще не отшлифованная физиономия Акакия Акакиевича Тряпичкина из будущей постановки гоголевской «Шинели». У него тоже солнечное настроение, под стать весеннему дню. В руках мастеров постепенно обретают плоть и другие персонажи — из спектакля «Говорит Ленинград» ко Дню Победы. Они помогут узнать маленьким зрителям о том, как ужасна война и как важен мир. Здесь, в кукольном мире, все, как в жизни…
Ирина ШВЕДОВА
ФОТО АВТОРА