По традиции накануне нового учебного года наша газета готовит номер, посвященный городской системе образования. В этом году выход специального номера и День знаний совпали. Мы поздравляем педагогов, школьников и родителей с началом нового учебного года и предлагаем нашим читателям актуальное интервью с начальником управления образования администрации города А.А. Мухартовым.
— Андрей Александрович, ровно год назад все белгородские первоклассники начали учиться по новому стандарту. Как осуществлялось его введение в школах города?
— С прошлого года все образовательные учреждения перешли на государственный образовательный стандарт (ФГОС) начальной школы. Белгороду, как активному участнику комплексного проекта модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование», было проще воспринимать эту реформу. На муниципальном уровне разработана и реализуется система непрерывного методического сопровождения этого стандарта.
В городе активно внедряются нетрадиционные формы непрерывного повышения квалификации педагогов: методические десанты, педагогические марафоны, Интернет-конференции, авторские методические семинары. В качестве региональных стажёрских площадок по введению стандарта выступают общеобразовательные учреждения №№3, 4, 9, 10, 32, 22, 38 и 51.
— Каким образом введение новых стандартов отражается на учебном процессе?
— Разумеется, изменения коснулись не только содержания учебников и тетрадей. Сменилась вся парадигма образования. Раньше система предполагала получение минимума умений и навыков. Результаты и успехи выпускников начальной школы оценивались как совокупность полученных знаний по разным предметам. Сейчас во главу угла ставится личность ребенка, развитие потенциала, который заложен в каждом человеке. Достичь этого предполагается благодаря «универсальным учебным действиям». Задачей ближайшего будущего станет переход на новые ФГОС в старших классах школы, утвержденные в мае. Они должны обеспечить каждому школьнику возможность выбирать профиль обучения. За последние два года количество муниципальных общеобразовательных учреждений, организующих профильное обучение старшеклассников, увеличилось на десять процентов и составило 33 учреждения. Такой формой организации обучения охвачено 78% старшеклассников. Однако, как показывает анализ поступления старшеклассников в вузы, далеко не все выпускники профильных классов выбирают в качестве выпускного экзамена предметы, которые изучались на профильном уровне. Например, из 272 старшеклассников, изучавших физику в качестве профильного предмета, лишь каждый второй сдавал этот предмет в форме ЕГЭ. По информатике и истории этот показатель составляет менее тридцати процентов. Эта проблема может быть решена организацией обучения на основе индивидуальных учебных планов. За пару лет число общеобразовательных учреждений, строящих обучение старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов, увеличилось втрое. В этом году ещё четыре общеобразовательных учреждения (№№3, 10, 20, 38) открывают классы с индивидуальным учебным планом. Заметная роль в реализации новых стандартов отводится родителям. При их непосредственном участии будет определяться, что предпочтительнее изучать их детям. Переход на новые стандарты делает это реальностью.
— В образовательных учреждениях накоплен определенный опыт по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Не навредит ли новый стандарт здоровью школьников?
— Напротив. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья. Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных направлений: создание здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями. С 2011-2012 учебного года на базе школ №№28, 36, 44, 49 реализуется проект «Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного». Эти школы являются региональными стажировочными площадками для педагогических работников по этому направлению. В следующем учебном году планируется увеличение количества школ города, работающих по этому методу, до двенадцати.
— В настоящее время одной из приоритетных задач является предоставление соответствующих условий обучения и воспитания детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Какие условия создаются в образовательных учреждениях для таких детей?
— В минувшем учебном году особое внимание уделялось созданию безбарьерной образовательной среды и удовлетворению потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Общеобразовательные учреждения №№7,10,19 определены как базовые для обучения детей-инвалидов в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Учреждения оснащены необходимым учебным, реабилитационным, компьютерным и коррекционно-развивающим оборудованием. В 2011-2012 учебном году 45 белгородских школьников обучались в Центре дистанционного образования детей-инвалидов на базе Белгородского инженерно-юношеского лицея-интерната. В 14 общеобразовательных учреждениях был открыт 31 специальный (коррекционный) класс VII вида и два класса компенсирующего обучения, в которых обучалось 322 ребенка с особыми образовательными потребностями. В детских садах функционировало 128 групп компенсирующей направленности и логопедических пунктов для 1844 детей с нарушениями в развитии. В кружках, секциях, клубах на базе учреждений дополнительного образования организовано обучение 124 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них действуют на базе детских спортивных школ группы по легкой атлетике, теннису, плаванию, на базе учреждений дополнительного образования — кружки технического моделирования, рукоделия.
— Андрей Александрович, какая ситуация складывается в городе с обеспечением детей местами в детских садах?
— На территории Белгорода услуги дошкольного образования оказывают 66 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 3 комплекса школа-детский сад, дошкольные группы на базе гимназии №3. Всего услуги дошкольного образования в различных формах получает 15631 ребенок. Но надо признать серьезную проблему нехватки мест в детских садах. Решается она комплексно. Строительство детских дошкольных учреждений включено в городскую целевую программу «Развитие образования города Белгорода на 2011-2015 годы», а также в областную целевую программу. В 2011-2012 году сданы в эксплуатацию два новых детских сада (в МКР «Предзаводской» на 90 мест и в МКР «Луч» на 180 мест). Запланировано строительство детских садов на 1280 мест — семи в черте города и четырех в микрорайонах ИЖС в границах агломерации. Кроме этого, ведётся ремонт и реконструкция помещений в шести школах, что позволит уже с сентября этого года дополнительно открыть 10 групп предшкольной подготовки. Таким образом, высвобождается 250 мест в детских садах для набора малышей из очереди. Активно развивается сеть альтернативных форм дошкольного образования. В настоящее время в городе работают 28 частных дошкольных организаций на 760 мест. Белгород — единственный в регионе имеет подобный положительный опыт частно-государственного партнёрства. Это итог усилий рабочей группы по развитию альтернативных форм дошкольного образования, которая создана по инициативе главы администрации города.
— Новой миссией на ближайшее будущее становится развитие Белгорода как города добра и благополучия. Какова роль подрастающего поколения в этой миссии?
— Новая миссия должна найти своё реальное воплощение, в том числе и в деятельности по воспитанию подрастающего поколения, осуществляющейся в образовательных учреждениях города. Сегодня акцент воспитательной работы делается на содействие детям в саморазвитии, самоопределении. В соответствии с планом действий органов местного самоуправления города Белгорода по реализации Стратегии развития города на 2012-2016 годы по направлению «Инвестиции в человека», в рамках реализации задачи «Обеспечение современных условий воспитания и обучения детей и школьников» была разработана Концепция просвещения и воспитания в образовательных учреждениях города. В ней учтены положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, ежегодных посланий Президента Федеральному собранию Российской Федерации. Реализацию Концепции предполагается осуществлять через интеграцию процессов воспитания и социализации во все виды деятельности обучающихся (учебную, внеучебную, внешкольную, общественно полезную), организацию деятельности органов детского самоуправления и детских общественных организаций и их участия в социально значимых акциях, привлечение к решению воспитательных задач семьи, общественности и социальных партнёров. Мы будем всячески поощрять инициативы в детской среде по организации новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации.
— Был ли успешным минувший учебный год для системы образования города?
— Безусловно, в 2011-2012 учебном году многочисленных побед достигли педагоги и их воспитанники. Приведу лишь несколько ярких примеров. Учитель биологии гимназии №1 С.В. Половнева, учитель начальных классов лицея №9 О.Д. Болотова, учитель русского языка и литературы гимназии №1 И.Ю. Бакланова и учитель русского языка и литературы лицея №9 Т.А. Овчарова стали победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Победителем областного конкурса «Директор школы-2012» в номинации «Директор городского общеобразовательного учреждения» признана И.Н. Ламанова, директор средней школы №49. Старшая вожатая средней школы №18 Л.П. Прошкина — победитель регионального конкурса «Лидер 21 века». Детский сад №88 назван абсолютным победителем областного конкурса «Детский сад года — 2011», а №69 — признан победителем Всероссийского конкурса «Детские сады — детям» в номинации «Лучшая здоровьесберегающая методика».
В 2011-2012 учебном году 71 школьник завоевал призовые места в финальных мероприятиях всероссийских творческих и интеллектуальных конкурсов. В заключительном этапе всероссийской олимпиады 10 обучающихся заняли призовые места. Стипендиатами мэра являются 100 талантливых школьников. В 2011 году 18 белгородских школьников получили премии президента для поддержки талантливой молодежи. Впервые в этом году 100 баллов по ЕГЭ набрали 14 школьников. 191 выпускник общеобразовательных учреждений города награжден золотыми и серебряными медалями, что было отмечено администрацией города как лучшее достижение года и в целях общественного признания занесено на городскую Доску Почета.
— Андрей Александрович, что ждете от нового учебного года?
— Я, как и большинство людей, посвятивших себя работе в образовании, уже давно живу не календарными, а учебными годами. Мне очень хочется верить, что для каждого ученика наступающий год станет годом успехов, новых достижений, годом интересной, насыщенной школьной жизни, наполненной новыми открытиями, победами. Мы постараемся сделать все, чтобы дети с различными особенностями, проблемами здоровья чувствовали себя полноправными участниками образовательного процесса. Я надеюсь, что профессиональное мастерство наших педагогов будет расти, их общение с коллегами будет плодотворным, а со стороны учеников и родителей они найдут поддержку и признание. От всей души поздравляю всех педагогов, школьников, родителей с началом нового учебного года. Желаю вам новых знаний, интересных открытий, ярких впечатлений и успехов во всех начинаниях!