Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Человек и дело
Инженерные разработки белгородских автостроителей выходят на мировой уровень
На фестивале «БелМелФест» многие горожане обратили внимание на гоночный болид, показательные заезды которого организовали студенты из «технолога» на площадке у киноцентра «Русич». Примечательно, что они не только научились виртуозно управлять стремительной машиной, но самостоятельно ее разработали и собрали. Об участии «шуховцев» в международном проекте «Formula SAE» мы побеседовали со старшим преподавателем транспортно—технологического института БГТУ им. В. Г. Шухова Артемом Корнеевым.
— Артем Сергеевич, для БГТУ им. В. Г. Шухова автостроение, скажем прямо, — занятие не профильное. Расскажите, пожалуйста, о проекте и его местных инициаторах.
— Формула SAE — это студенческие инженерные соревнования, учрежденные несколько десятилетий назад Сообществом автомобильных инженеров (Society of automotive engineers, SAE). По замыслу отцов-основателей, команда студентов вуза является инженерной компанией, которая самостоятельно разрабатывает, изготавливает и испытывает прототип автомобиля формульного класса для рынка непрофессиональных гоночных машин. Тестом для будущих специалистов является уже сама по себе постройка болида, который сможет на соревнованиях соответствовать всем строгим требованиям. При этом команда должна представить судьям всю конструкторскую документацию и доказать, что примененные технические решения являются наиболее оптимальными. Разработчики при этом обязаны помнить, что в итоге им предстоит «продать» свой автомобиль по конкурентной цене, представив, кроме прочего, бизнес-план на мелкосерийное производство машины.
Впервые в нашей стране этап таких соревнований прошел в Москве в сентябре 2014 года. В нем приняли участие несколько команд из российских вузов, а также представители из Евросоюза. «Шуховцы» тогда посетили соревнования в качестве зрителей. По возвращении в Белгород я поделился с руководством технического университета своими впечатлениями. Акцент сделал на то, что это не столько спортивные, сколько инженерные состязания. Идею реализации проекта на базе транспортно-технологического института поддержал ректор БГТУ им. В. Г. Шухова Сергей Глаголев.
В костяк команды вошли первые энтузиасты — я, а также ассистент кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта Антон Дикевич. По ходу дела стали привлекать к проектированию болида и занятию автоспортом студентов.
Сейчас в нашей команде на постоянной основе участвуют 12-14 человек. Плюс примерно столько же студентов задействованы периодически. В их числе аспиранты и студенты не только старших, но и младших курсов. Осенью состав команды планируем расширить. Дело в том, что знания, получаемые ребятами при участии в проекте «Формула Студент», являются для них прекрасным подспорьем в учебе.
— Сколько времени потребовалось команде «технолога», чтобы создать собственный болид?
— От создания команды и до первого официального выезда болида на АСК «Вираж» прошло около года. За это время была проделана поистине огромная работа. Предварительно провели информационно-патентные исследования и изучили опыт маститых отечественных команд. На основе собранных теоретических знаний приступили к проектированию болида и его основных узлов. Техническую документацию разработали при помощи компьютерных программ «Компас» и «AvtoCAD», широко использующихся в нашем вузе.
При изготовлении машины придерживались международного регламента, в котором прописаны все основные требования к ее элементам. Рама и корпус, которые во многом определяют пассивную безопасность машины в целом, имеют оригинальные конструкции. Двигатель после незначительных доработок использован от серийного импортного мотоцикла. На нашем болиде установлено немало штучных деталей. Так, отдельные элементы системы управления выполнены на уровне «ноу-хау». Основным партнером нашей команды по изготовлению деталей болида стал завод «Сокол-АТС».
В настоящее время идет сборка второй гоночной машины, которая по целому ряду технических характеристик будет превосходить свою предшественницу.
Практически вся подвеска, дифференциал трансмиссии, рулевое управление, педальный узел и многое другое будут сделаны руками работников упомянутого предприятия.
Планируется, что новый болид будет на четверть легче предыдущего. Достичь этого удастся в том числе и за счет применения современных композитных материалов. Так, корпус второй машины выполнен из карбона, который предоставлен нам столичной компанией «Композит». В перспективе надеемся подключить к реализации проекта «Формула Студент» профильные кафедры нашего вуза, которые занимаются разработкой и технологиями применения новых конструкционных материалов.
За полтора года существования нашей команде удалось достичь весьма впечатляющих результатов. По общему признанию судей, среди большинства отечественных участников проекта команда из Белгорода отличается довольно быстрым развитием.
— Артем Сергеевич, насколько успешна та или иная конструкция гоночной машины можно выяснить только в ходе соревнований. Не так ли?
— В настоящее время мы готовим вторую машину к участию в международном этапе соревнований, который пройдет 22-24 июля неподалеку от Пармы (Италия).
Следует подчеркнуть, что состязания по «Формуле Студент» разительно отличаются от традиционных автогонок. Вначале болиду предстоит пройти статические испытания, в ходе которых взыскательные судьи проверят его компоненты на соответствие всем требованиям регламента. Затем проводятся динамические тесты: разгон-торможение, восьмерка и заезд на один круг, протяженностью около 1 километра. В «Формуле Студент» важна не скорость, а маневренность и безопасность машины. Отмечу, что пиковые скорости на отдельных участках лишь иногда превышают 100-120 км/час. Финальная часть соревнований — гонка на выносливость (протяженность 22 км со сменой пилота). Согласно условиям соревнований, в каждой команде должны быть по четыре пилота болида. У нас это ассистент кафедры Антон Дикевич и студенты старших курсов Вячеслав Новиков, Сергей Каськов и Игорь Мартаков.
На каждом из этапов судьи выставляют гоночному автомобилю баллы, по сумме которых и определяются команды-победители.
На этапе в Парме наряду с нами примут участие представители Уральского государственного университета путей сообщения и Московского автомобильно-дорожного государственного института (МАДИ). Всего же свои разработки на соревнованиях представят более тридцати команд практически из всех стран Евросоюза.
Осенью мы намерены также участвовать во всероссийском этапе соревнований «Формула Студент», который пройдет 8-10 сентября в Тольятти. На него соберутся не только все ведущие отечественные команды, но также представители ряда европейских и азиатских стран.
На этом соревновательный се-зон-2016 будет завершен. Вместе с тем, мы планируем еще раз повстречаться с коллегами, проведя в Белгороде на базе БГТУ им. В. Г. Шухова форум участников российских команд «Формулы Студент». Обсудим итоги сезона, поделимся друг с другом накопленным практическим опытом. Кроме того, пользуясь возможностью, проведем показательные заезды на АСК «Вираж», а также покажем гостям наш университет и прекрасный Белгород.
Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ