■ Традиции
► Крещение Господне, или Богоявление — один из древнейших и главных христианских праздников, в котором традиционно приняли участие многие белгородцы и жители области.
В ночь с 18 на 19 января в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода совершил Божественную литургию митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, рассказав по прочтении Святого Евангелия в своем архипастырском слове о смысле и значении праздника. По окончании богослужения на церковном дворе был по традиции совершен чин великого освящения воды, которую тут же набирали прихожане.
Праздник Крещения Господня носит еще названия Богоявления и Просвещения. В молитвах на освящении Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления и была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». Крещенская вода, получившая благодатную силу, называется в православной церкви великой Агиасмой — великой святыней, которую хранят в течение года до следующего праздника. Ее пьют с молитвой натощак, окропляют ею жилища. Для науки до сих пор остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и способна храниться в течение года и дольше.
Одна из многочисленных купелей в Белгороде была обустроена на левом берегу Северского Донца в акватории городского пляжа: с деревянным настилом в виде миниатюрной набережной вокруг проруби, с поручнями и удобными ступенями для спуска в воду. Следя за безопасностью погружений и даже помогая некоторым юным купальщикам, явившимся сюда в сопровождении своих родителей, здоровье окунавшихся в иордань бдительно охраняли сотрудники полиции. Не все белгородские купальщики накануне Крещения, по их признанию, постились, а в сам Крещенский сочельник вечером питались «голодной кутьей» (сочивом) и узваром. Да и сам путь к пониманию таинств и истинной соборности для кого-то представляется весьма смутно. Но с чего-то и его начинают, даже приходя во многом ради экстрима сюда, на подсвеченный далекими городскими огнями пляж и делая на память снимки происходящего в необычно ощущаемой атмосфере радости и общности.
Как сообщили на сайте МВД России по Белгородской области, крещенские купания на этот раз прошли в основном без происшествий, поскольку глубоководных заплывов в местах массового купания никто не совершал. Единственное исключение составил случай в рекреационной зоне села Замостье Грайворонского района, где спасателям пришлось вызволять из-подо льда мужчину. Дежурившие в этот вечер участковый уполномоченный Эдуард Алхимов и сотрудники МЧС Дмитрий Дробот, Максим Фарбитный, Даниил Лагода и Сергей Ярыжков обратили внимание, как один из погрузившихся в купель не вынырнул, а вместо этого проплыл под кромку льда. Ситуация потребовала незамедлительной реакции спасателей, которые бросились на помощь, чтобы вызволить экстремала, рисковавшего получить переохлаждение или задохнуться. Для этого участковому и сотрудникам МЧС пришлось разбивать лед, после чего, добравшись до пострадавшего, они вытащили его на берег. К счастью, медицинская помощь спасенному не потребовалась. Отогревшись и поблагодарив за спасение сотрудников полиции и МЧС, мужчина объяснил, что при выныривании принял увиденное на поверхности водоема темное пятно за полынью и решил доплыть до него подо льдом. Но оказался в ловушке.
Стоит еще раз напомнить главное правило, без которого купание в проруби нецелесообразно и теряет свой духовный смысл. Оно заключается в том, что нырять в крещенскую воду нужно не с целью очищения, а уже очищенным и с добрыми мыслями. Для этого по традиции надо заранее сходить на исповедь и покаяние, а перед погружением еще раз исполниться осознанием истинного смысла происходящего и обязательно трижды перекреститься со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Далеко не случайным видится и то, что после обновляющего дух и плоть праздника Крещения в русских городах и селах раньше традиционно начинался новый свадебный сезон, продолжавшийся до Великого поста, — время веселья и досуга, походов в гости.
Ирина ШВЕДОВА
ФОТО АРСЕНИЯ КЛЮЙКО, АНАСТАСИИ ФЕДОСЕЕНКО