Частный взгляд на технический прогресс как способ человеческого бытия
Мудрый аксакал Бауржан Тойшибеков констатировал: «Прогресс человечества в целом не может служить утешением там, где мы имеем дело с регрессом отдельного человека». Подтверждением его словам служит письмо, присланное в редакцию постоянным читателем нашей газеты Юрием Агафоновым.
В первых строках своего послания Юрий Вениаминович пересказал содержание заметки, с которой он познакомился на страницах одного популярного издания. В ней говорится о внедрении технологий безбарьерной среды, обкатанной в олимпийском Сочи и ныне успешно внедряемой в Подмосковье. «Из подъехавшего к остановке автобуса откидывается пандус, давая возможность инвалидам и пожилым людям, мамам с детьми и гражданам с тяжелыми сумками без проблем заходить в салон. Здорово!» — не без восхищения повествует читатель. Далее Юрий Агафонов заявляет: «Очень жаль, что в родном Белгороде этой самой „безбарьерности“ не видно даже на горизонте».
Хочется напомнить, что уже более года по дорогам нашего города колесит низкопольный общественный транспорт. Это автобусы «ЛиАЗ» и «НефАЗ», а также троллейбусы «Витовт», закупленные муниципальным предприятием «Городской пассажирский транспорт». Одно из отличий этих транспортных средств — приспособленность к перевозке пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Подъезжая к остановке, такой автобус может наклониться в сторону заезда, чтобы инвалид-колясочник мог беспрепятственно попасть в салон. Внутри него, на центральной площадке, оборудовано место для размещения коляски.
Но вернемся к письму нашего читателя. Говоря об отсутствии в Белгороде «безбарьерности», Юрий Вениаминович приводит в качестве примера тривиальную обстановку на остановках общественного транспорта областного центра. Троллейбусы, по его словам, не «ныряют» к обочине, где стоят пассажиры, а останавливаются на полосе своего движения. С автобусами — та же история, хотя токонесущей троллей их маневр не ограничен. Мало того, читатель подметил следующую манеру поведения: «Если водители муниципального транспорта паркуются на остановке более-менее корректно и оставляют за собой место для коллег, то „маршрутки“ тормозят в начале остановки и блокируя подъезд следующим за ними автобусам».
Вряд ли кто из горожан возьмется оспаривать приведенные Юрием Вениаминовичем факты. Вот только связаны они не с технологией «безбарьерной» среды, а с местечковой культурой поведения водителей на дороге. Ее, без сомнения, необходимо неустанно выправлять при помощи сотрудников ГИБДД и исполнительной власти. В данном случае, как писал классик, «битие определяет сознание».
Что касается удобства для инвалидов в пользовании общественным транспортом, то для них хорошо установить специальное расписание. В нем должно значиться время прибытия к той или иной остановке низкопольного автобуса или троллейбуса. Со временем, нет сомнений, количество подобных машин и маршрутов в Белгороде будет только увеличиваться.
Тогда-то точка зрения — «где-то современные технологии, а нам бы из позавчерашнего дня выбраться» — изменится кардинальным образом даже у неравнодушного читателя-скептика.
Фото Владимира Корнева