КРАЕВЕДЕНИЕ
► Улица Георгиевская — святое имя и звучное название для России. Святой Георгий Победоносец на гербе России и Георгий Жуков — эти имена как символы наших великих мучений и исторических побед в борьбе добра над злом.
Третья Белгородская крепость была поставлена в 1650 году на правом берегу реки Северский Донец недалеко от слияния с речкой Везелица. Исторически центр города стал развиваться в восточном направлении от границы крепости, и впоследствии основное строительство православных храмов велось в этом направлении. Сразу за восточной стеной крепости, а впоследствии кирпичной стеной Свято-Троицкого мужского монастыря, располагался базар.
Через 111 лет, после строительства третьей Белгородской крепости, при финансовой поддержке белгородского губернатора Григория Ивановича Шаховского была возведена Тихвинская (Георгиевская) церковь в 1761 году. Она располагалась в юго-западной части базара, сегодня она могла бы находиться между гостиницей «Белгород» и улицей 50-летия Белгородской области. В соответствии со сложившейся традицией улица, прилегающая к этому храму и идущая с западной стороны базара, стала называться Георгиевской.
Напротив Тихвинского храма вверх по западной части Базарной площади поднималась ограда восточной части Свято-Троицкого мужского монастыря.
Перед храмом и вверх по улице Георгиевской проходила западная граница Базарной площади, которая упоминается в документах XIX-XX веков. Она находилась в центре города и ограничивалась современными улицами 50-летия Белгородской области, Преображенской, Попова и Соборной площадью. Утрачено название этой территории в 1950-х гг. в связи с реконструкцией центральной части города.
Вверх от Тихвинской церкви по Базарной площади шли торговые ряды, состоящие из установленных открытых и закрытых прилавков, небольших киосков и отдельных павильонов и самый большой из них назывался «Шопа». Находился он там, где сегодня здание почтамта. Он был построен из неокрашенного дерева, и в нём торговали молоком, творогом, сметаной, яйцами и другими молочными продуктами. Открывался крытый рынок в 6 часов утра и только с 1926 года — на час позже. Рождённое в народе название стало именоваться вначале в газетах, а потом и в официальных документах. Чуть выше «Шопы», от улицы Георгиевской (50-летия Белгородской области) и вдоль улицы Смоленской (проспект Славы) тянулись большие лабазы (склады) для торговли лесом и другими габаритными товарами. На Базарной площади располагались четыре каменные лавки Преображенского, две — Георгиевского и одна — Сергиевского храмов.
Вдоль Базарной площади с севера на юг тянулись торговые ряды: башмачный, картузный, сапожный и кожевенный, горшечный, хлебный, мясной, рыбный, квасной, фруктовый, зелёный, щепной, железный и молочный.
Верхняя часть базара, прилегающая к Преображенскому храму и Георгиевской улице, называлась Георгиевской площадью. Именно эта площадь в 1926 г. (постановление Белгородского уисполкома №289 от 23 августа) переименована в площадь Спартака и по 1930-е гг. официально носила это название, но в народе она всё равно оставалась как Базарная.
На открытках начала 20 века (1911 г.) на этой площади, от улицы Георгиевской (50-летия Белгородской области) и до Преображенской церкви, изображены телеги, запряженные лошадьми (гужевой транспорт). Торговля шла всякой живностью прямо с подводы, и эта часть базара (на открытках начала двадцатого века) называлась Скотный рынок.
Пять раз в год на Базарной площади проводились большие ярмарки. Проводились они в праздничные церковные дни, и люди шли на ярмарку не только купить какой-либо товар, но и просто отдохнуть и развлечься. На территории базара имелись две карусели и «комедия» — площадка для выступления артистов.
По улице Георгиевской напротив и чуть выше Тихвинской церкви располагался трактир Зиборовского и по этой же стороне на пересечении улиц Георгиевской и Садовой (проспект Славы) размещались номера Поветкина, а через дорогу номера Тарасова в следующем квартале, между улицами Шереметевской (Преображенской) и Кузнечной (Народный бульвар), еще два постоялых двора Косухина и Занина. И в северо-западной части Георгиевской площади, на пересечении улиц Георгиевской (50-летия Белгородской области) и Шереметевской (Преображенской) — номера Полякова. На пересечении этих улиц (там, где сегодня располагается гостиница и ресторан «Центральный») находились два дома: двухэтажный с флигелем, в котором я родился и жил с 1949-го по 1956 год, и одноэтажный. Это были дома последнего головы города досоветского периода, потомственного почетного гражданина, купца Ивана Гавриловича Муромцева. Он был похоронен в 1922 году на Старом городском кладбище (по ул. Попова).
На месте универмага «Маяк», находился частный дом, выходивший одной стороной на Базарную площадь. Это был один из самых красивых и самый дорогой частный дом в Белгороде. В нём во время проезда через Белгород останавливались на ночлег российские императоры Александр I, Николай I, Александр II, а также императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Александровна.
Выше базара на один квартал на пересечении Георгиевской и Кузнечной (Народный бульвар) находился чугунолитейный завод артели «13 лет Октября», созданный в 1930 году на базе бывшего литейно-механического завода Гебеля-Вейнера. Сразу после освобождения города 5 августа 1943 года завод начал выпуск посильной продукции в помощь Красной армии. В конце 60-х годов он был перенесён из центра города на окраину — на место около слияния улиц Коммунистической и Фрунзе, а на этой площадке разместился Промстройбанк и благоустроили площадку перед центральным рынком.
Выше этого завода находились лавки для торговли мясом на том месте, где сегодня находится центральный рынок. Улица заканчивалась, а далее находились артиллерийский склад, тюрьма и будущий парк.
14 июля 1926 года президиум Белгородского уездного исполкома утвердил переименование 14 улиц, одной площади и двух переулков. Улицу Георгиевскую переименовали в улицу Бакунина. Сегодня трудно понять, чем анархист М.А. Бакунин (1814-1876) понравился властям, видимо, никто не поинтересовался его биографией и не прочел ни одной его революционной книжонки, хотя в это же время главная площадь в городе называлась площадью жертв контрреволюции.
В 1936 году власти закрыли Тихвинскую церковь и в дальнейшем снесли. Остатки строительных материалов использовали для постройки новой школы по ул. Первомайской (1920-1957 гг.), сегодня Народный бульвар. Улица потеряла свой главный архитектурный облик, но местные жители продолжали ее называть Георгиевской.
Примерно в такую улицу вошла война 24 октября 1941 года. Фашисты заняли Белгород и на Базарной площади, на том месте, где сегодня размещается кинотеатр «Победа», установили виселицу, на которой были повешены многие белгородские патриоты, боровшиеся с гитлеровцами. В «Акте о зверствах немецко-фашистских оккупантов в городе Белгороде» от 14 ноября 1943 года сообщается: «Виселицы находились недалеко от здания бывшей аптеки №8 на Базарной площади. Так были зверски повешены: Елена Виноградская, 1921 г. рождения, Иван Евграфович Лисицкий, 1897 г. рождения, Наум Фишинзон. 1906 г. рождения, Иван Федорович Черноусов, 40 лет, Иван Григорьевич Погорельцев, всего по неполным данным повешено около 120 человек, из них по городу 21 человек, фамилии многих неизвестны».
Рынок действовал и во время фашистской оккупации. 1 ноября 1942 года оккупационная газета «Восход» опубликовала распоряжение о новых правилах рыночной торговли. В соответствии с этим торговля на рынке разрешалась только по средам, пятницам и воскресеньям с 9 до 13 часов. Нельзя было торговать на рынке зерном, мукой, крупой, мясом, яйцами и молочными продуктами, за исключением перегонного молока и творога. Продукты, запрещённые к продаже, и лошади конфисковывались.
До Великой Отечественной войны на юго-западном углу улиц Бакунина (50-летия Белгородской области) и Ворошилова (проспект Славы), там, где сегодня стоит девятиэтажный жилой дом, примыкающий к жилому дому с магазином «Кулинария», в старинном двухэтажном доме Поветкина размещалась аптека №8. На опорном плане 1947 года, выполненном проектной организацией «Курскоблпроект», обозначен большой квадратный двор закрытый по периметру различными постройками, среди которых дом Поветкина, аптека №8, сараи и другие постройки. Въезд в этот двор был со стороны улицы Бакунина (50-летия Белгородской области). В годы фашистской оккупации в подвалах аптеки и сараях во дворе находился один из самых зловещих гитлеровских застенков, где были замучены многие белгородцы — коммунисты, комсомольцы. Это место получило страшное название «кацет» — концентрационный лагерь. Сегодня было бы правильно установить на этом месте или около памятный знак о зверствах фашистов в период оккупации 1941 -1943 годов.
После освобождения города Белгорода 5 августа 1943 года большая часть улицы лежала в руинах, и ее расчищали несколько лет, только к концу сороковых годов она стала постепенно восстанавливаться.
В 1950 году очищенную от мусора улицу Бакунина переименовали в улицу Чернышевского (писатель, философ-материалист, демократ Николай Гаврилович Чернышевский, 1828-1889 г.г.). В 1957 году на пересечении улиц Чернышевского и Народной был установлен бюст этому демократу, выполненный из бронзы, а постамент из чугуна.
Так в 1954 году на месте «кацета» для жителей города была построена большая двухэтажная баня. В соответствии с опорным планом застройки центра Белгорода 1945-1951 годов, город начал застраиваться одновременно с проектированием этих работ Московским институтом «Гипрогор», Курским институтом «Курскоблпроект» и Харьковским институтом «Горстройпроект», который разрабатывал детальные планы застройки поселка котельного и цементного заводов серии 1-228 в ее различных вариантах. Дома этой серии мы видим и сегодня в начале улицы 50-летия Белгородской области и продолжение застройки — по улицам от Народного бульвара до Белгородского проспекта. Они были построены с печным отоплением и поэтому во дворе этих домов построены сараи для хранения топлива.
С образованием 6 января 1954 года Белгородской области центр города начал быстрыми темпами застраиваться зданиями административными, жилыми, социального и культурного назначения.
В середине пятидесятых годов строятся жилые дома в начале улицы Чернышевского (четная и нечетная стороны) до улицы Фрунзе (проспект Славы), далее поднимаясь от этой улицы в конце 60-х начала 70-х годов строятся многоэтажные жилые дома новых жилищных серий, где топливом уже был газ. И венчается этот квартал на пересечении с улицей Коммунистической строительством универмага «Маяк». Напротив этого универсального магазина на месте базара строится самый большой для того времени кинотеатр «Победа» на два зала, в фойе которого на втором этаже по вечерам играл джазовый оркестр. Базар в середине пятидесятых перенесли на новое место, где он и находится сегодня. Улица Чернышевского продвинулась вверх от улицы Народной (Народный бульвар) до улицы Литвинова (Белгородский проспект). К концу пятидесятых годов последний квартал улицы был застроен одноэтажными щитовыми деревянными домами от ул. Литвинова и до улицы Николая Островского. А дальше начинался вход в Центральный парк им. Ленина.
Эта тихая и славная улица еще в начале века занимала три квартала, сегодня насчитывает пять. Но, находясь в центре главных событий города Белгорода, имеет свою многовековую историческую память.
Виктор ИВАНЧИХИН, научный сотрудник Пушкинской библиотеки—музея