Юбилей
Сегодня отмечает свой 85-летний юбилей один из самых известных уроженцев Белгорода и, пожалуй, самый знаменитый цыган России Николай Сличенко.
От имени администрации города, Белгородского городского Совета в его адрес направлен приветственный адрес. Имя Николая Сличенко, говорится в нем, олицетворяет целую эпоху в культурной жизни России. И связано оно, прежде всего, с единственным в мире музыкально-драматическим театром «Ромэн», который он возглавляет уже более четверти века. Благодаря творчеству Сличенко, сохраняются национальные традиции, действует театр, который донес до наших дней уникальное искусство цыганской песни. И это, действительно, самая точная оценка значения нашего земляка в культурной жизни целого народа, да и всей России.
Николай Алексеевич Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде в семье оседлых цыган-сервов. Когда мальчику шел седьмой год, началась Великая Отечественная война. Горе от потерь близких, боль, голод и разруха — таковы были его детские впечатления.
После войны семейство Сличенко жило и работало в колхозе под Воронежем. Дети трудились наравне со взрослыми. Но возрождалась мирная жизнь, и цыгане не могли жить без песен и плясок. Николай был в первых рядах и неоднократно слышал, что ему надо учиться дальше, что такому таланту нельзя пропадать.
В шестнадцать лет парень был принят в единственный в Советском Союзе цыганский театр «Ромэн». Так, в 1951 году началась творческая биография Николая Сличенко.
На момент прихода в «Ромэн» Николай Сличенко был самым младшим артистом труппы. Очень быстро парень выучил наизусть тексты мужских ролей из театрального репертуара.
Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой артиста поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя — Лексу. Сличенко, давно выучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» героя.
Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу же принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре талантливому артисту предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко справился с ней блестяще.
Играя на сцене, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Сличенко попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.
Всего Николай Сличенко сыграл в родном театре больше шестидесяти ролей. В качестве режиссера поставил множество спектаклей.
Но особое место в творческой биографии Сличенко занимает песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились песни «Письмо матери» и «Очи черные».
Однако широкая, можно сказать, всесоюзная известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так уж много ролей в кино. Но каждая киноработа — событие. Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт и Михаил Пуговкин.
А в 1967 году уже известного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям огромный успех, заняв второе место в прокате года, а через год на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «Лучший комедийный ансамбль года». Фильм разобрали на цитаты, фото актеров, снявшихся в кинокомедии, еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.
В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. А в 1986 году артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы -цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998 году Сличенко последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.
В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для всех цыган.
Сегодня Николай Сличенко, несмотря на свой возраст, остается в форме и по-прежнему руководит родным детищем — театром цыганской песни «Ромэн». Спектакль «Мы — цыгане» идет на его сцене уже более 40 лет и официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя. Постановщик спектакля Николай Сличенко до сих пор выходит на сцену в качестве исполнителя ведущей роли.
Белгородцы помнят и любят своего земляка и в день его славного юбилея на сцене поздравят Николая Алексеевича с этой датой и пожелают еще много лет радовать своих поклонников огромным и уникальным талантом.
Юрий АНДРЕЕВ
ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ