■ Проект
► Заявка региональной общественной организации «Гильдия мастеров» на президентский конкурс вошла в число победителей. Творческому союзу выделен грант в размере около 370 тыс. руб. на создание школы керамики на базе Белгородского государственного художественного музея. О том, что планируется сделать, мы побеседовали с мастером декоративно—прикладного искусства, кандидатом искусствоведения Максимом Барановым.
— Максим Борисович, в эпоху активного развития цифровых технологий и расширения массового производства стремление привлечь внимание к народным ремеслам воспринимается как нонсенс. Чем обусловлен выбор темы проекта?
— Белгородская земля издавна славилась традиционными народными промыслами, в том числе борисовской керамикой и старооскольской глиняной игрушкой. В земских статистических сборниках двухсотлетней давности значится, что целые селения нашего края успешно специализировались на гончарном деле.
Зародился промысел в начале XV века в вотчине графа Бориса Петровича Шереметева. Первые изделия борисовской керамики имели сугубо утилитарное назначение — крынки, макитры, горшки, миски, кружки и т.д. Ремесленники использовали для своих изделий местную красную глину, опытным путем выверяя пропорции ингредиентов.
Нынешний дизайн борисовской керамики преимущественно разработан художником местной фабрики, выпускником Абрамцевского художественного училища Юрием Агафоновым. Во многом благодаря его стараниям предприятие «Борисовская керамика» вновь находится на подъеме. Сейчас ассортимент продукции фабрики включает около трехсот образцов посуды и элементов декора, которые одновременно являются украшением интерьера и прекрасными предметами обихода. В любом доме борисовская керамика хранит тепло и создает особый уют, а потому быстро находит своего покупателя.
Я подружился с Юрием Агафоновым в начале девяностых годов. Тогда Юрий Петрович увлек меня, отдававшего в ту пору предпочтение живописи и графике, занятием декоративно-прикладным искусством. Со временем понимаешь, что каждая штучная вещь несет в себе частичку души автора, выражает его отношение к окружающему миру и настроение. Я верю в возрождение местных народных промыслов. На Белгородчине работают несколько ведущих мастеров-керамистов, готовых передать свой богатый опыт землякам.
Попытки организовать на базе Белгородского государственного художественного музея студию керамики предпринимались и ранее. Однако не было системности и необходимого количества технологического оборудования. Авторы проекта не питают иллюзии, что традиционным гончарным промыслом займутся многие горожане, но надо помочь тем белгородцам, которых увлечет это непростое дело.
— Какое оборудование предполагается приобрести в рамках реализуемого проекта?
— В помещении художественного музея планируется установить до пяти настольных гончарных кругов, оснащенных электроприводом. Кроме того, требуются сушильная камера и обжиговая печь. Предстоит оборудовать рабочие места для ангобирования и нанесения глазури, росписи керамики. Собрать все это в домашних условиях весьма дорого и проблематично. Не говоря уже о том, что часть оборудования потребляет значительное количество энергии.
Кроме того, любое нарушение технологических параметров приводит к потере качества готового изделия, которое затем не исправить ни клеем, ни глазурью. На первых порах без маститого учителя обойтись сложно. Существуют строгие технологические рамки, за которые нельзя выходить. Сначала у ремесленника должно появиться чувство материала, которое затем поведет его за собой. Скажу на собственном опыте: гончарный промысел дисциплинирует человека.
— Максим Борисович, оснащение мастерской по изготовлению керамики в соответствии с проектной документацией — это полдела. Для возрождения интереса к керамике необходимо провести большую образовательную работу. Не так ли?
— Учебную программу мы разрабатывали совместно с сотрудниками художественного музея. Она предусматривает проведение серии мастер-классов для различных целевых групп населения, в том числе для детей и семейной аудитории. Еженедельные занятия будут проводиться с группами, включающими по 10-15 человек. Намечены также выезды специалистов в разные районы Белгородчины для проведения мастер-классов. Кроме того, в рамках проекта не менее трех сотрудников Белгородского художественного музея, которые имеют исходные навыки ремесла, пройдут обучение у опытных мастеров-керамистов. В дальнейшем это позволит им самостоятельно проводить занятия в школе керамики на базе музея. Таким образом, реализация данного проекта будет способствовать возрождению и сохранению культурного наследия малой Родины, привлечению молодежи к регулярным занятиям творческой деятельностью.
Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ
ФОТО АВТОРА