Поэтическая среда
► Очередное заседание клуба «Поэтическая среда» прошло в Белгородском литературном музее. Такие творческие встречи давно стали традиционными. На них затрагиваются самые различные темы, нашедшие отражение в творчестве белгородских поэтов. В этот раз заседание клуба было посвящено городам провинциальной России.
«Город N», «город Энск», «уездный провинциальный городишко»… Провинциальный город можно назвать одним из главных образов русской литературы, который прочно закрепился в нашей культуре. Во многих произведениях такой город не просто место действия, но и полноправный герой повествования со своей меняющейся внешностью и настроением.
Литературный провинциальный город может быть вымышленным собирательным образом русской глубинки или описанием реально существующего населённого пункта. Это и города с многовековой историей, и города, рождённые бурными переменами XX века. Описания, наполненные едкой сатирой или же искренней любовью к отдалённым от столичной суеты местам. В любом случае этот образ не оставляет равнодушным ни авторов, ни читателей.
Поэты-белгородцы не стали здесь исключением. Например, Виктор Белов провёл свою юность в Борисоглебске, которому посвятил немало строк:
Ярче поминутно
Зорьки полоса.
Соловьиным утром
Залиты леса.
Где с Хопром Ворона
Шепчутся влюблённо,
Глядя в синь небес,
Встал в кудрявых клёнах,
В тополях зелёных
Наш родной,
Родной Борисоглебск.
А Александр Филатов среди множества стихотворений, посвященных красотам русских сёл, отметил Полтаву:
Полтава смотрится со стороны.
Полтава, окружённая садами,
Она всплывает призраком войны.
Музейной тишиной ушедших дней
Она спешит ворваться в наши души.
И мы, прилежно прошлое отслушав,
На верность присягаем ей.
Какую силу надо затаить,
Чтоб этот вал и это поле боя
Великий взлёт великого героя
Смогли б через столетья проносить?
Наталья Овчарова, которой пришлось жить в разных городах, посвятила им не одно стихотворение. Например, так она написала об Архангельске:
Ты сказочен, город.
Седые сугробы домов,
Громады застывших у пирса
седых кораблей,
Ты сказочно, море —
бескрайнее море снегов.
Ты сказочен, север,
в безмолвьи полярных ночей —
впервые открытая родина мамы моей.
Но и города Белгородчины удостаивались воспевания в поэтических строках. Геннадий Ураков посвятил стихи Короче:
Здравствуй, яблоневый сад
У крутого лога.
У дороги — два конца,
У судьбы их — много.
Я по свету колесил:
След искала почта.
Что тебе я приносил,
Тихая Короча?..
Приносил тебе следы
И свои ладони.
В жизнь мою твои сады
Вновь пускали корни.
Ещё недавно для многих российский провинциальный город был символом старины и спокойной размеренной жизни. Но время и прогресс берут своё, о чём с некоторой грустью писала Наталья Овчарова:
.… Меняет город мой родной обличье,
многоэтажьем каменным растёт.
И ширится и хорошеет тоже.
Но почему так грустно мне тогда?
Становится мой город непохожий
похожим на другие города.
Всевластно время над землёй шагает
— не остановишь и не запретишь.
Старея, всё на свете отмирает.
И даже чистый воздух. Даже тишь.
.. Мой деревянный тихий городок,
тебя не сохранить,
я понимаю, жизнь требует своё.
В музейной гостиной звучали стихи не только ушедших от нас поэтов. Гостями встречи стали председатель Белгородского регионального отделения Союза писателей России Владимир Молчанов, Виктор Череватенко, Михаил Кулижников, Людмила Брагина, поэтесса Ольга Захарова, певец и композитор Александр Балбеков, солистка дуэта «Славяне» Елена Дерюга. А также учащиеся Белгородского техникума промышленности и сферы услуг, студенты Белгородского госуниверситета и белгородцы старшего поколения. Приглашённые авторы тоже делились впечатлениями от родных городов, вспоминали многочисленные поездки по населённым пунктам провинциальной России и также посвятили немало строк городам Белгородской области.
Кирилл ВЛАДИМИРОВ, младший научный сотрудник литературного музея