Дата
27 ИЮЛЯ — ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ
Рынки и ярмарки: проблемы и перспективы
Об основных вопросах, волнующих предпринимателей в области торговли и возможных путях их решения, рассказал исполнительный директор Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Дмитрий Прохоров.
С 2015 года на территории региона создана и активно развивается Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области. Одной из её приоритетных задач является создание условий для решения проблемы гарантированного сбыта продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке региона для обеспечения его продовольственной безопасности.
Президент Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области, член совета директоров Союза рынков России Михаил Несветайло считает, что для решения этой задачи необходимо в первую очередь создать собственную товаропроводящую инфраструктуру, развивать и поддерживать традиционные для Белгородчины торговые площадки, сформированные на основе ярмарочной и рыночной торговли, как гарантированного канала сбыта продукции местных товаропроизводителей, обеспечивать доступ местной сельскохозяйственной продукции для реализации на рынках и ярмарках региона.
Мы уже поднимали эти вопросы на региональных конференциях и совещаниях, проводимых в Белгороде, Казани, Ростове-на-Дону, Москве и на Всероссийской конференции «Конкурентоспособность рынков, ярмарок и других каналов сбыта в условиях развития цифровой экономики: проблемы и задачи» с участием руководителей крупных торговых сетей, общественных торговых организаций и представителей органов власти.
Сдерживающим фактором развития ярмарочной и рыночной торговли Белгородской области является, в том числе, несовершенство федерального законодательства в сфере ярмарочной и рыночной торговли. Например, последнее нововведение, направленное на регулирование применения контрольно-кассовой техники. В Ассоциацию и правительство области начали поступать обращения членов Ассоциации и предпринимателей, осуществляющих деятельность на ярмарках Белгородской области, связанные с просьбой отсрочить применение ККТ ввиду отсутствия технической готовности к нему. Совместно с департаментом экономического развития Белгородской области, Ассоциацией проведен глубокий анализ указанной проблемы. По результату выявлены реальные технические пробелы, связанные с началом применения ККТ: сама техника не готова работать в условиях, в которых работают люди из-за удаленности торговых площадок, затрудняющей онлайн-переда-чу данных, и технических характеристик ККТ, не позволяющих нормально работать на открытых торговых площадках в условиях холода и жары. Результат анализа также показал прогнозируемый отток предпринимателей с организованных членами Ассоциации торговых площадок ярмарочной торговли области более чем на 30%. Цифры на фоне и так непростой ситуации продовольственной безопасности страны и региона в целом выглядят не оптимистично.
Союз рынков России в лице Сиражудина Наралиева приводит пугающую статистику по ликвидации ярмарочного и рыночного сектора торговли: по всей стране — 4800 розничных рынков из существовавших ранее 5900 рынков и 920 тыс. торговых мест из существовавших ранее 1200 тысяч торговых мест.
В федеральные органы власти Ассоциацией совместно с Союзом рынков России было направлено обращение:
— о необходимости корректировки Федерального закона № 271-ФЗ от 30 декабря 2006 года «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
— о необходимости продления моратория по применению ККТ;
— о необходимости продления моратория по маркировке обувной продукции.
К обращению присоединились общественные организации Ростова-на-Дону, Москвы и Казани. Предложения Ассоциации поступили в адрес президента России и правительства Российской Федерации и в соответствии с их поручениями Минпром-торгом России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации по вопросам деятельности розничных рынков».
Проектом этого закона предлагается исключить все требования, устанавливающие избыточные административные ограничения к организации и деятельности рынков, которые поддержаны Минпромторгом России.
Другая не менее важная проблема, по моему мнению, это сдерживающая политика развития местного продовольственного рынка, и решение этой проблемы заключается в формировании нестационарных торговых площадок сбыта продовольственной продукции местных сельхозпроизводителей. С этой проблемой Ассоциация, совместно с департаментом экономического развития Белгородской области и администрацией города Белгорода, частично справилась. В сжатые сроки была сформирована нормативная база по созданию нестационарных торговых мест на территории города Белгорода под брендом «Дары Белогорья», что позволило организовать сбыт продукции местных сельхозпроизводителей в условиях, отвечающих последним рыночным стандартам торговли.
Более того, членами Ассоциации была разработана и внедрена совместная программа 30/30, которая, при поддержке правительства области, должна быть закреплена и в нормативной документации региона, связанной с деятельностью ярмарочной торговли. Целью программы является вовлечение местного товаропроизводителя в процесс организованного сбыта его продукции на торговых площадках членов Ассоциации.
Для полного решения этой проблемы членами Ассоциации признано необходимым создать эффективную систему оптовых и розничных продовольственных рынков и ярмарок на территории области, основанную на анализе зарубежного опыта, опыта других регионов страны и анализа собственных инициатив, что в общем формате должно обеспечить положительную динамику увеличения добросовестной конкуренции между местными поставщиками продовольствия и крупными сетями со сбытом продукции, с учетом сформированного спроса населения на качественные продукты питания.
Зарубежный опыт показывает, что реализация продукции по каналам рыночной и ярмарочной торговли позволяет региону увеличить объем производства местной продукции и решить проблему сбыта произведенного и выращенного на территории региона товара.
В России за последние годы эта проблема неоднократно обсуждалась в федеральных органах законодательной и исполнительной власти. В 1998-м и в 2014 годах правительством Российской Федерации были приняты государственные программы развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием, обсуждался проект Федерального закона «Об оптовых продовольственных рынках», в соответствии с которым предусматривалось непосредственное участие государства в создании и функционировании таких рынков, как это делается в других странах с развитой рыночной экономикой.