28 октября исполнилось 185 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка Николая Страхова. Он был одним из немногих русских мыслителей, совмещавших серьезные занятия естественными науками с профессиональной издательской, переводческой и критической деятельностью. И не удивительно, что его фигура находилась в «эпицентре» духовной жизни России второй половины Х1Х века.
«Всякого славянофила подозревают в том, что он сочувствует деспотизму и питает ненависть к иноземцам. И вот я хочу сказать, что… от этих грехов свободен».
Великие люди
Человек энциклопедической разносторонности, он имел право на расположение и дружбу великих современников: его творческая жизнь протекала в тесном общении с Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, А. Григорьевым, А.А. Фетом и другими выдающимися представителями русской культуры. Его интеллектуальная деятельность развертывалась в непосредственном личном общении, в дружеских спорах, вечерах, разного рода кружках. Известно, что по средам у него собирались друзья, обсуждая новости литературы, науки и философии. Вот как вспоминал об одном таком вечере известный русский художник Илья Репин: «Я познакомился с ним через Толстых, писал с него портрет и удостоился посещать его уютные вечера. Красиво был обставлен книгами в изящных переплетах кабинет Николая Николаевича. В нем же пили чай. Хозяин… имел дивный сорт чая и любовно-умело его заваривал и наливал крепкий, густой, ароматный напиток, чай этот знали его друзья, и не мог-ли оторваться от высокого стакана в серебряной подставке, выпивая весь до дна. .Николай Николаевич счастливо сиял добрыми большими серыми глазами и был бесконечно доволен и гостями, и собою».
И. Репин писал портрет философа, но, по собственному признанию, его «постигла вопиющая неудача. Николай Николаевич позировал аккуратно, охотно, и сам был так интересен, что я захотел портрет раскрасить, и тем самым только погубил удачную вещь». По словам Льва Толстого, из милого человека Николая Николаевича Страхова на портрете получилась «какая-то возмутительно неприятная личность».
Двух великих «Николаевичей», Льва и Николая, связывала тесная дружба. Толстой ценил литературное дарование Страхова и выделял из всех критиков: «Боюсь и не люблю критик и еще больше похвал, но не ваших. Они приводят меня в восторг и поддерживают силы к работе». Лев Николаевич неоднократно прибегал к помощи друга: просил творческих советов, участия в редактуре и корректуре.
Сын белгородского священника
Николай Николаевич Страхов родился 28 октября 1828 года в Белгороде (тогда — уездном городе Курской губернии), в семье протоиерея Смоленского собора Николая Петровича Страхова и его жены Марии Ивановны, урожденной Савченко, дочери белгородского священника. Отец будущего философа был высокообразованным человеком, магистром Киевской духовной академии, преподававшим словесность в Белгородской гимназии. Однако он рано умер, и маленького Николая воспитывал брат матери, также высокообразованный представитель русского духовенства отец Нафанаил, бывший ректором Костромской духовной семинарии. Там в 1840-44 годах учился и сам будущий русский философ.
По окончании семинарии он поступил на математический факультет Петербургского университета, но из-за бедности остаться там не смог. Выучился за казенный счет в Главном педагогическом университете, на естественном факультете. Окончив его в 1851 году, молодой естествоиспытатель на протяжении нескольких лет преподавал в гимназиях физику и математику — сначала в Одессе, потом в Петербурге, где на¬всегда и поселился.
В 1857 году им была защищена магистерская диссертация «О костях запястья млекопитающих». В это же время начинается его литературно-публицистическая деятельность. В 1859 году публикуется первая серьёзная работа «Письма об органической жизни», в следующем году — труд «Значение гегелевской философии в настоящее время».
В 60-е годы XIX века Страхов сотрудничает с журналом «Время» братьев Фёдора и Михаила Достоевских, став в нем ведущим критиком и публицистом. Николай Николаевич приобрёл известность благодаря своим полемическим выступлениям против нигилистов, западников и либералов из журналов «Современник» и «Русское слово». Речь идет прежде всего о Н.Г Чернышевском, Н.А. Добролюбове, Н.А. Некрасове и Д.И. Писареве.
Год спустя Достоевский и Страхов начали издавать журнал «Эпоха». Но из- за денежных затруднений издателей он перестал выходить. Страхов занимает¬ся в основном переводами научных и художественных книг. К издательской деятельности он смог вернуться в 1867 году, возглавив на некоторое время журнал «Отечественные записки», а в 1869-71 годах Николай Николаевич редактировал журнал «Заря». Здесь были опубликованы его статьи о романе Л.Н. Толстого «Война и мир», которые Николай Николаевич считал своей творческой удачей и называл «критической поэмой в четырех песнях». В результате между двумя этими русскими мыслителями возникла активная переписка, приведшая позже и к личному знакомству.
«Кладбищенский философ»
Будучи по-христиански скромным человеком, Николай Николаевич много сил и энергии отдавал увековечиванию памяти своих друзей. Он организовал издание первого собрания сочинений А.А. Григорьева (1876), написав вступительную статью, издал первую биографию Ф.М. Достоевского, опубликовав также ценные воспоминания о великом русском писателе. Хотя в последние годы жизни Достоевского их отношения испортились. Сам Страхов называл Фёдора Михайловича в письме к Л.Н. Толстому, которое было опубликовано уже в 10-е годы ХХ века, странным и больным человеком, и всячески отговаривал Толстого от встречи с ним (в итоге, два великих русских писателя так и не встретились).
В 1873 году Н. Страхов нашёл, наконец, постоянную работу по душе, став сотрудником Публичной библиотеки в Петербурге. Он продолжал заниматься вопросами науки и образования и как член учёного комитета Министерства народного просвещения, а с 1875 года вновь стал переводить, работая в комитете иностранной цензуры.
Не оставляет Николай Николаевич и философию. В 1872 году вышла книга «Мир как целое», в которой подытожены его размышления о природе, Вселенной, законах бытия, и содержится систематизированное опровержение концепций вульгарного материализма. К сожалению, это философское произведение практически не было замечено современниками.
Гораздо больший общественный резонанс вызвало трёхтомное сочинение Страхова «Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки» (1883). Основной объект критики автора — европейский рационализм («просвещенство»), который он определяет как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. В своих статьях Страхов борется и с русским «западничеством», отождествляемым им с идеями В.Г Белинского, выступает за то, чтобы вернуть русское сознание к родной почве, к русскому народу: «Нам не нужно искать каких-либо новых ещё небывалых на свете начал. Нам следует только проникнуться тем духом, который искони живёт в нашем народе».
Не удивительно, что идеи Страхова встречали довольно большое сопротивление не только либералов, но и официальных правительственных кругов. Некоторые называли его «кладбищенским философом», «реакционером и обскурантом», воюющим против прогресса и проповедующим пессимизм, в то время как сама жизнь требует борьбы.
Сам Николай Николаевич никогда не спорил с теми, кто считал его представителем почвенничества и славянофильства.
Общественное признание
Страхов оставил богатое наследие в самых различных областях культуры — философии, литературной критике, философии естествознания, публицистике, истории, переводческой деятельности. При этом он привносил философский подход во все области знания, в которых ему приходилось работать. Итогом его многогранной деятельности стало общественное признание в конце XIX века. Его книги получали широкое распространение, он стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук, почетным членом Московского Психологического и Славянского обществ, награждён орденами Станислава 1-й степени, Владимира 3-й степени и Анны 2-й степени, и двумя Пушкинскими медалями. За многолетнюю службу имел чин действительного статского советника. При этом жил он довольно бедно, постоянно нуждаясь в средствах. Страстью этого старого холостяка было собирание книг, на что он тратил все средства, а квартиру из соображений экономии снимал на пару со знакомой супружеской четой. Известна и страстная любовь Страхова к музыке Рихарда Вагнера — он не пропускал его оперы в Мариинском театре.
Николай Николаевич прожил 67 лет, скончавшись 5 февраля 1896 года. Один из самых красноречивых русских критиков умер от страшной болезни — рака языка. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
Ксения Белоусенко, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки