Раньше много говорили о режиме. Сейчас все поменялось, требования другие. Нужен ли режим дня современному школьнику и как его организовать?
Т. П. Орлик
На вопрос читателя отвечает Ксения Лобынцева, педагог-психолог МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода:
— Жизнь современного школьника стремительна: обилие информации, высокие интеллектуальные нагрузки и темп деятельности. В связи с этим важнейшим условием успешности ребёнка становится соблюдение им правильного режима дня.
Нарушение его, как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьёзным отклонениям в здоровье ребёнка, прежде всего, к неврозам. Исследования показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома весьма велика и в сочетании с дефицитом движения, нарушением режима питания и сна приводит к функциональным расстройствам нервной системы. Что значит рациональный режим дня?
Это достаточное по времени пребывание на воздухе, рациональное питание, здоровый сон. Главное необходимо помнить, в детском возрасте защитные механизмы организма ещё не могут в полной мере противостоять неблагоприятным воздействиям природной и социальной среды.
Крайне нежелательны такие сбои в ритме, как недосыпание, несвоевременный
приём пищи, недостаточное пребывание на воздухе, снижение двигательной активности и уменьшение физических нагрузок, недостаточный отдых, учебные перегрузки и т. д.
Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. За соблюдением режимов учебы, двигательной активности, питания в образовательном учреждении следят педагоги и администрация школы. Предпринимать меры по профилактике переутомления вне школы — задача родителей и самих ребят.
В течение дня выявлены два подъема работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокой физиологической активности организма: с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. В соответствии с этим должен строиться режим дня школьников.
Для учащихся первой смены домашние задания надо начинать готовить не сразу после возвращения из школы, а после обеда и прогулки на свежем воздухе, т. е. с 16 до 18 часов. Для учащихся второй смены целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака, т. е. с 9 до 12 часов.
Приготовление домашнего задания лучше всего начинать в одно и то же время, рабочее место должно быть удобное и хорошо освещенное, помещение хорошо проветрено, во время занятий должен быть сохранен школьный стереотип (через 35-40 минут занятий необходим краткий перерыв в течение 5-10 минут, во время которого хорошо бы выполнить гимнастику для снятия утомления с плечевого пояса, гимнастику для глаз, упражнения для выработки правильной осанки, пальчиковую гимнастику и т. д.).
Для предупреждения переутомления необходимо также соблюдать режим пребывания на свежем воздухе.
Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять:
— в младшем школьном возрасте — не менее 3,5-4 часов,
— в среднем школьном возрасте — 3-3,5 часа,
— в старшем школьном возрасте — 2,5 часа.
Важно соблюдать также режим сна:
— ночной сон должен быть не менее 10 часов в младшем школьном возрасте,
— не менее 9 часов в среднем возрасте,
— не менее 8,5 часа в старшем школьном возрасте.
Не должно нарушаться установленное время подъема и отхода ко сну. Очень много времени учащиеся проводят за компьютером, не соблюдая возрастных регламентов непрерывной работы за ним. Это приводит к снижению двигательной активности, нарушению зрения, переутомлению.
Следует соблюдать следующие возрастные регламенты непрерывной работы за компьютером:
— для учащихся 1 классов -не более 10 минут,
— для учащихся 2-5 классов -не более 15 минут,
— для учащихся 6-7 классов — не более 20 минут,
— для учащихся 8-9 классов — не более 25 минут,
— для учащихся 10-11 классов — не более 30 минут.
Много времени тратят школьники и на просмотр телевизионных передач, связанных со значительной зрительно — психической нагрузкой. Просмотр телепередач не должен превышать в день для младших школьников — 1 час, а для более старших — 1,5 часа.
Необходимо обращать внимание на полноценное питание детей. В рационе детей школьного возраста белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка. При дефиците белка, особенно животного происхождения, у детей нередко отмечаются нарушение функции головного мозга, легко возникает переутомление, снижается работоспособность, ухудшается успеваемость. Жиры растительного происхождения должны составлять до 20% от общего количества жиров рациона. Потребность в углеводах у детей школьного возраста относительно выше, чем в другие возрастные периоды, и зависит от состояния обменных процессов и в значительной степени от умственной и физической нагрузки. При организации питания необходимо следить за достаточным использованием таких продуктов, как мясо, рыба, яйца и особенно молоко и молочные продукты. Необходимы также свежие овощи и фрукты -источники минеральных веществ, витаминов. Хорошей профилактикой переутомления являются также занятия спортом, танцами, утренней гимнастикой, подвижные игры и т. д.
Все эти несложные советы помогут вашим детям быть здоровыми и хорошо адаптированными к школьной жизни.