Старина и современность в центре города
«Белгородчине есть чем гордиться в прошлом, созидая настоящее и думая о будущем, поэтому, чем лучше мы будем знать историю своей земли, людей, живших когда-то, тем больше у нас будет возможности для духовного преображения в третьем тысячелетии» — со словами митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна трудно не согласиться. В самом деле, без памяти о прошлом нельзя построить достойное настоящее, мечтать о великом будущем. И сегодня — рассказ о тех местах и зданиях, которые, увы, уже канули в вечность, а также о тех, которые еще сохранились, и только от нас зависит, увидят ли их потомки.
«Екатерининский дом»
В конце квартала, на пересечении улицы Чумичова и проспекта Славы, стоит красивое здание, в котором размещается Белгородское и Старооскольское епархиальное управление. История этого дома изучена еще недостаточно, неизвестно даже, какого он века — XIX или XVIII. Есть основание полагать, что построен он все же в XVIII столетии, и вот почему. Издавна старожилы Белгорода называли его «Екатерининским домом». Когда еще существовало Белгородское областное бюро экскурсий и путешествий, экскурсоводы включали этот дом в свои маршруты и тоже называли его «Екатерининским».
Некоторые из них объясняли это название тем, что в нем останавливалась на ночлег Екатерина II, возвращаясь в 1787 году из Тавриды в Петербург. Но это, скорее всего, легенда.
Курский краевед и исследователь местной старины Н. И. Златоверховников сообщает другое место остановки и ночлега в Белгороде царицы: «На углу Магистратской и Новоселовской (ул. Чумичова и Народный бульвар -авт.) улиц существует старинный одноэтажный деревянный дом, без украшений, именуемый „Екатерининским“, где имела пребывание императрица Екатерина II во время путешествия ее на Юг России». В этом сообщении есть ошибка — императрица останавливалась в Белгороде не во время путешествия на юг, а на обратном пути. Несмотря на неточность, эта версия относительно места ночлега Екатерины II в Белгороде более правдоподобна. Ее подтверждает и тот факт, что именно улицу Новоселовскую в 1912 году городские власти переименовали в Екатерининскую. И все же дом, где располагается Белгородское и Старооскольское епархиальное управление, думается, получил свое название не случайно. Вероятнее всего, он современник Екатерины II.
Этот уникальный памятник истории и архитектуры чуть было не снесли в 1990-е годы. Несколько раз были предприняты попытки избавиться от здания. Приводилось много доводов в защиту этого решения, но местные краеведы не давали сносить исторический объект. Точка в этом противостоянии была поставлена тогда, когда в защиту здания выступили священнослужители. На нем появилась самодеятельная охранная табличка, укрепленная настоятелем Смоленского собора, протоиереем Павлом Вейнгольдом: «Здание принадлежит Белгородско-Старооскольской епархии». И те, кто посягнул на памятник истории и архитектуры, отступили. 1995 году его передали епархии. Был подготовлен проект реконструкции (архитектор Г. Ф. Тарасов, главный инженер Л. Л. Аксенов), и через два года «аварийный дом, не подлежащий ремонту», был возрожден, и 8 апреля 1997 года освящен епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Сегодня «патриарх» Белгорода, как и в прошлые времена, украшает город.
Вместо пекарни и постоялого двора
На противоположном углу перекрестка, с левой стороны, еще не так давно стоял двухэтажный дом из красного кирпича (№ 33), построенный в середине XVIII века, в котором во второй половине XIX — начале XX века размещалась «пекарня Оглы». Ее владельцами были турецкоподданные братья Косма Киос-оглы и Абрам Киос-оглы. В январе 1912 года из-за нарушения санитарных норм пекарню закрыли. Здание, еще сохранявшееся долгие годы, было последним из трех существовавших в XIX веке предприятий хлебопекарного производства в Белгороде.
До Великой Отечественной войны в доме размещались мастерская индивидуального пошива и филиал медицинской школы. После освобождения города в здание вернулась швейная мастерская, которая произвела ремонт дома и возобновила производство. Со временем мастерская была преобразована в фабрику. Не одно поколение белгородцев выросло в костюмах, платьях и рубашках, изготовленных на Белгородской швейной фабрике.
После переезда швейной фабрики в новое здание в бывшей «пекарне Оглы» разместилось профессионально-техническое училище № 11. Оно стало последним хозяином старинного здания, которое снесли летом 2004 года. Сегодня здесь фонтан в виде подковы.
На месте нового многоэтажного здания банка, построенного в 2004-2005 годах, находился постоялый двор Белевцева. За ним — выполненная в стиле провинциального классицизма гостиница «Европейская» (или «Европа»), сохранившаяся до наших дней. С декабря 1919 года в здании разместилась редакция газеты Белгородского уездного ревкома и комитета ВКП(б) «Красная победа». Со второй половины 1920-х годов — Дворец труда и горпрофсовет, затем гостиные номера. А потом много лет — Белгородская техническая школа Южной железной дороги, в которой готовили кадры для железнодорожного транспорта. Ныне это Белгородский учебный центр Юго-Восточной железной дороги.
Белгородская «Шопа»
На пересечении с улицей Старомосковской (ныне Танкиста Попова) Смоленская улица заканчивалась, а дальше дорогу на запад перекрывала Базарная площадь, имевшая также второе название — Георгиевская — по наименованию храма, располагавшегося в юго-западной части площади. С севера она вплотную примыкала к мужской гимназии, а с юга — к Новому скверу. С востока была ограничена улицей Старомосковской, с запада — Георгиевской.
Вдоль Базарной площади с севера на юг тянулись торговые ряды: башмачный, картузный, сапожный и кожевенный, горшечный, хлебный, мясной, рыбный, квасной, фруктовый, зеленый, щепной, железный, мелочный. Хлебные торговцы ходили по рядам и предлагали торгующим и покупателям свежие пряники и бублики. Были на Базарной площади лесные склады, отдельная толкучка, бассейн с водой на продажу, большие городские весы для взвешивания большегрузных товаров по пять рублей за пуд. Имелись здесь даже карусели и «комедия» — площадка для выступления артистов.
В южной части Базарной площади располагалось каменное здание в виде замкнутого квадрата со сторонами длиной около ста метров и въезжими воротами, выходившими на Старомосковскую улицу. Это был Гостиный двор, где также шла бойкая торговля.
Самое интересное в нашей истории то, что новомодные слова «шоп», «шопинг» появились в нашем лексиконе отнюдь не в конце XX — начале XXI века. Примерно там, где ныне располагается здание главпочтамта, находился крытый рынок (галерея), который белгородцы прозвали на английский манер «Шопой». Это было деревянное сооружение на кирпичном фундаменте. Торговали здесь молоком, творогом, сметаной и другими молочными товарами. Много продавалось в крытом рынке яиц.
Рожденное в народе название «Шопа» до того вошло в обиход белгородцев и получило такое широкое распространение, что вполне официально стало именоваться так в документах и на страницах газеты «Белгородская правда».
Между церковью и нынешним кинотеатром «Победа» находился высокий круглый водонапорный бак, который потом использовали как пожарную вышку. На самом верху ее ходил по кругу в медной блестящей каске пожарный.
Базарная площадь была полностью ликвидирована в конце 50-х годов, а сам рынок перенесен выше на то место, где он существует и сейчас. У него своя история, но об этом позже.
ВЛАДИМИР АНДРИАНОВ, член Союза журналистов России