Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Студенты привезли из Херне новые впечатления и ценный опыт
> Представители факультета иностранных языков НИУ «БелГУ» по давно сложившейся традиции проводят часть своей педагогической практики в учебных заведениях немецкого города Херне (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия). Поездка состоялась в рамках партнерских соглашений между администрацией Белгорода и города-побратима Херне.
С нетерпением ожидали отобранные для участия в поездке Виктория Шелуд-ченко, Полина Мелихова, Диана Нарыж-ная, Анастасия Ливенская и Мария Чер-ноусова (а конкурс на факультете был серьезный) положительного решения председателя секции партнерства между городами Ульриха Клонки. Наконец, пришло долгожданное письмо-приглашение со списком «родителей» — семей, в которых будут проживать студентки. Последние напутствия, собранные чемоданы и вот Hallo, Deutschland — самолет приземляется в аэропорту Дюссельдорфа.
После робкого приветствия следует первая встреча с семьями. К завершению поездки мы осознали, как непросто было Ульриху Клонки делать выбор: какая девушка по характеру и темпераменту подойдет какой семье? Ведь в этом году в программе принимали участие новые семьи из Германии, выразившие желание поближе познакомиться с культурой России. Хотя это были самые разные люди: музыканты, политики, врачи, активные пенсионеры и работники городской администрации, их объединяло одно — открытость всему новому, позитив и радушие. Белгородские девушки очень быстро почувствовали себя по-настоящему родными в немецких семьях, став на время пребывания подругами, младшими сестрами, дочерьми или даже внучками. Родители окружали нас совсем не протокольной заботой и вниманием, стремясь сделать каждый день насыщенным и интересным.
Программа охватила все аспекты немецкой системы образования: мы побывали в садике, начальной школе, школах для детей с отклонениями в речевом и умственном развитии, гимназии. Кроме этого, удалось познакомиться с основами функционирования гражданского общества. Мы посетили многочисленные детские досуговые учреждения, учреждения для женщин, пострадавших от домашнего насилия, психиатрическую лечебницу, ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия. Окунулись белгородцы и в богатый мир немецкой культуры от классики — Кельнский собор, экскурсия по Кельну и Дюссельдорфу — до концертов современных музыкантов и участия в альтернативных творческих проектах.
Студенты удивлялись и восхищались многими вещами: красотой ухоженных улиц, уютной архитектурой и зеленью городов. Но больше всего порадовало радушие и вежливость обычных прохожих, искреннее теплое отношение к своему городу простых горожан, активная позиция молодежи. Произвела впечатление экскурсия на бывшее металлургическое предприятие, ставшее после закрытия туристическим развлечением. Супершоу StarlightExpress, которое более 20 лет собирает восхищенных зрителей, вызвало бурю искреннего восторга, посещение местного семейного бассейна приятно расслабило после плотного графика посещения школ и садов.
Практика же была настоящей: возможность увидеть детский сад и школу не только с высоты организованной экскурсии, а с позиций реального воспитателя или учителя позволяет взглянуть на многие вещи под разным углом. Детский сад — реальная мечта доктора Комаров-ского. Дети в резиновых сапожках и непромокаемых костюмах с удовольствием резвятся в лужах, группы не поделены по возрастному признаку, но в кажущемся на первый взгляд хаосе царит порядок и договоренность: дети реально осознают границы своей ответственности и соизмеряют возможности и желания, старшие помогают младшим, младшие стремятся подражать старшим. Нередко можно встретить в одной группе братьев и сестер. Вопрос воспитателя: «Дети, кто хочет спать?» воспринимается вполне серьезно, и малыши с удовольствием нату. Детки постарше устраиваются за прослушиванием любимой сказки.
Начальная школа поразила тем, что в классе есть настоящая школьная собака, которая по понедельникам приходит на занятия вместе с учительницей. Это реальный проект по природоведению. Но очень малое количество домашних заданий вызвало у нас, как у будущих учителей, легкое недоумение.
Спецшколы для детей с особенностями развития — островок настоящего человеколюбия. Среди педагогов нет случайных людей, это люди с большим, добрым сердцем и очень умными глазами. Здорово также то, что существуют программы для молодежи, принимая участие в которых юноши и девушки, окончившие школу, но не вполне определившиеся с выбором профессии, в течение года работают помощниками в таких учреждениях, зарабатывая не только карманные деньги, но и бесценный опыт заботы о других и сопереживания. Подобные вещи стоит перенять на государственном уровне.
Гимназия, по мнению девушек, очень похожа на современную российскую школу. Дети отвечают, учитель объясняет, задает вопросы. Но очевидна высокая мотивация для получения знаний, заложенная, похоже, еще в садике.
Кто-то очень верно подметил, что люди из путешествия не возвращаются прежними. Меняется угол зрения, становятся более критичными суждения. По отзывам преподавателей, девушки, проведшие три недели в школах Херне, придя в классы белгородских школ в качестве практиканток, к урокам относятся немного по-иному: стараются больше дать возможности детям принять самостоятельные решения, применяют групповые, проектные формы работы, в которых ребятам проще «разговориться», что очень важно при обучении иностранному языку. Безусловно, на лекциях по методике преподавания они слышали про разнообразие методических приемов, но ведь большое видится на расстоянии. Заметив это со стороны, гораздо проще понять алгоритм внедрения знаний в практику.
Надеемся, что программа студенческого обмена продолжится и в следующем году, чего с нетерпением ждут студенты нынешнего четвертого курса.
Елена ЩЕРБИНИНА, руководитель делегации
Фото автора