В этом году отмечаются юбилеи со дня рождения создателей диорамы в Белгороде
> Благодаря этим людям зрители могут почувствовать себя участниками важнейшего сражения Великой Отечественной. 2018 год -юбилейный для всех членов творческой группы художников-баталистов.
12 июля…12-14 часов дня. Прошла сквозная танковая атака, бой ведут вторые эшелоны, в том числе воины 5-й гвардейской общевойсковой армии генерал—лейтенанта А.С. Жадова. Поддерживая ведущих бои танкистов 5-й гвардейской танковой армии генерал—лейтенанта П.А. Ротмистрова, они неудержимо продвигаются вперед. За вспышками разрывов, клубами дыма встают руины горячего металла развороченной техники, искалеченной воронками и обугленной земли. В небе тоже идет бой. Вот два танка со звездой и свастикой столкнулись в смертельном поединке, опаленные лавиной огня, вставшие на дыбы, они продолжают схватку. Нечеловеческое напряжение людей и машин…
Этот эпизод виделся как ключевой в построении композиции диорамы «Огненная дуга», в основу художественного замысла которой было положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Победа в этом сражении стала переломным рубежом в обороне Курского выступа.
Диорама «Огненная дуга» в Белгороде создана творческой группой художников-баталистов студии имени М. Грекова: руководителем авторского коллектива, народным художником РСФСР Николаем Яковлевичем Бутом, заслуженными художниками РСФСР Геннадием Кирилловичем Севостьяновым и Виктором Николаевичем Щербаковым, а также членом Союза художников СССР Михаилом Антоновичем Сычевым.
Николай Бут
Николай Яковлевич Бут родился в 1928 году в небольшой деревушке Сумской области. В подростковом возрасте он испытал все ужасы и лишения фашистской оккупации в Таганроге, куда семья перебралась в 1943 году. Хотя воевать ему не пришлось, война наложила свой отпечаток на его биографию. Кстати, его отец — участник Гражданской войны.
Рисовать Николай начал в 13-14 лет, увлекался военной тематикой, романтикой борьбы за свободу русского и украинского народов. Н. Бут учился в Ростовском художественном училище, Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, затем в Харьковском художественном институте. Обладая актерскими способностями, он одновременно с Суриковским легко поступил в ГИТИС, однако выбрал все-таки живопись. Его учеба в институте завершилась созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости. Эта работа была рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили, и автор был приглашен в студию военных художников имени М. Грекова, с которой и связал всю свою творческую жизнь.
Начало работы Николая Яковлевича в студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создававший панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем он активно работал в области ди-орамно-панорамного искусства, принимал участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорам «Форсирование Днепра» и «Огненная дуга». Николай Яковлевич имел артистическую натуру, его артистизм проявлялся и в творческой манере художника — перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев. Поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они оказались. Н. Бут так определял задачи художника-баталиста: «Мы, художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит». Он считал это своим долгом, долгом человека и гражданина. Николай Яковлевич Бут удостоен многих наград и премий, а за работу над диорамой «Огненная дуга» награжден орденом «Знак Почета».
Виктор Щербаков
Жизнь в искусстве еще одного создателя диорамы прошла рядом с Н. Бутом. Виктор Николаевич Щербаков родился в городе Минеральные Воды Ставропольского края в том же 1928 году, учился вместе с Бутом в Ростовском училище и Суриковском институте. В 1961 году его приняли в студию военных художников им. М. Грекова, где он сразу же увлекся графикой. Характерные черты его художественного дарования — интерес к жизни воинов Советской армии и Военно-морского флота, пристрастное отношение к каждому тематическому сюжету, в любом графическом листе он всегда искал духовную наполненность. Кроме гравюры Щербаков много и хорошо работал в технике акварели. В искусстве всегда ценится самобытность художника, желание попробовать свои силы в других видах искусства, и Виктор Николаевич принимает участие в создании одной из крупнейших панорам в мире — «Плевенской эпопеи» для дружественной Болгарии. Войдя в этот новый для него мир изобразительного искусства, мир создания синтетического зрелища, В. Щербаков в авторском содружестве с Н. Бутом и Г. Севостьяновым создает самую большую диораму в стране «Огненная дуга». Он шел к этому через внутреннюю борьбу, через постижение целей высокого творчества. Эта работа открыла перед ним новые горизонты, творческие возможности и принесла большое удовлетворение человека и художника. Виктор Николаевич много ездил по стране и за рубежом, он -участник многочисленных выставок. В 1996 году ему было присвоено почетное звание «Народный художник России».
Геннадий Севостьянов
Третьим участником творческого коллектива был Геннадий Кириллович Севостьянов, родившийся в 1938 году в Куйбышевской области. Казанское художественное училище, Суриковский институт, а потом студия им. М. Грекова, в которую он был принят в 1971 году, — все это напоминает творческое становление его товарищей Бута и Щербакова. Первая же картина, написанная им после прихода в студию -«Солдатское утро», стала классикой, она не сходила со страниц армейских журналов.
Утонченный талант Г.К. Севостьянова высоко ценился в профессиональной среде, он был одним из тех мастеров, которых называют апологетами русской реалистической школы живописи. Геннадий Севостьянов писал тематические полотна, портреты, пейзажи и натюрморты. Творческие командировки в войска и на флот стали источниками его творчества. Он работал на Северном флоте, в Севастополе. Вместе с Н. Бутом они дважды работали как военные художники в Афганистане. Геннадий Кириллович был военным художником по призванию, он осваивал любой современный и исторический материал, пропуская его через собственное сердце.
Высшим испытанием на звание художника-баталиста стала для него работа над созданием диорамы «Огненная дуга». Эпическое сражение на Прохоровском поле — самая значительная работа Г. Севостьянова. Здесь в полной мере проявился его талант живописца с историческим мышлением. В 1996 году за большие заслуги в области изобразительного искусства и многолетнюю творческую деятельность Г. Севостьянову было присвоено почетное звание народного художника Российской Федерации.
Михаил Сычёв
Также участником творческой группы был ветеран Великой Отечественной войны, член Союза художников СССР Михаил Антонович Сычев. Он родился в 1918 году в Кировоградской области, окончил Одесское художественное училище, с 1949 года работал в художественных мастерских таганрогского отделения Художественного фонда. Он всегда тяготел к созданию крупномасштабных полотен, участвовал в создании диорам «Взятие города Армянска» в Симферополе, «Битва за Днепр» в Днепропетровске, «Огненная дуга» в Белгороде. Михаил Антонович награжден орденом Отечественной войны второй степени и несколькими медалями, его взгляд, совет и жизненный опыт были просто бесценными при создании диорамы в Белгороде.
Создание диорамы длилось два года, оно было завершено в 1987 году. Торжественное открытие состоялось 4 августа -в канун празднования Дня освобождения города. Позже, в 1990 и 1995 годах, В. Щербаков и Г. Севостьянов принимали участие в реставрации холста и предметного плана диорамы «Огненная дуга».
Белгородская земля, весь русский народ благодарны воинам, победившим в Курской битве, освободившим страну от фашистских захватчиков. Благодарны и художникам, которые своим титаническим трудом талантливо и проникновенно увековечили подвиг русских солдат.
Ольга ТРУБАЧЕВА, ведущий библиограф отдела литературы по искусству Белгородской универсальной научной библиотеки
Фото из архива библиотеки