Что такое энергетические напитки, сегодня знают даже младшие школьники, потому что частенько видят с блестящими металлическими баночками в руках ребят постарше, а то и своих сверстников. Впрочем, на улице, в сквере и даже в транспорте можно увидеть, как баночкой «бодрящей» жидкости «заряжаются» и взрослые, и подростки. Что это — дань моде или потребность, обусловленная бешеным ритмом современной жизни? Скорее всего, первое. Зачем, скажите, юной барышне или безусому отроку дополнительная энергия в виде термоядерной дозы кофеина? Им штурмовать Эверест или разгружать вагоны?
Реклама, конечно, вещает о пользе энергетических напитков: это «круто», стильно, самочувствие будет прекрасным, бодрость и прилив сил обеспечены, благодаря чему всё в жизни сразу получится. И молодёжь пьёт, хотя никакой чудодейственной энергии в энергетических напитках нет. Кратковременно стимулируя работу систем организма, они следом выжимают из него все силы. После того, как действие стимулятора заканчивается, человек добавляет новую дозу, потом ещё. Это похоже на кредит, взятый, правда, не в банке и не в финансовом выражении, а у себя самого в виде большого объема энергии. Врачи предупреждают, что чрезмерное употребление энергетиков может вызвать проблемы с сердечнососудистой системой, половыми функциями, чревато повышением артериального давления и уровня сахара в крови. А алкоэнергетики еще и способствуют быстрому привыканию к алкоголю. Но врачи, видимо, убеждают тихо, а реклама, наоборот, громко и радостно. Поэтому потребление алкоэнергетиков как-то быстро и незаметно превратилось в проблему всемирного масштаба, требующую кардинальных действий со стороны властей для ее решения. В Америке, к примеру, энергетические напитки в конце 2010 года были изъяты из продажи, а в ряде европейских стран их продают только в аптеках.
Наши власти тоже озабочены данной проблемой. На 39-м заседании Белгородской областной Думы, состоявшемся в четверг, депутаты приняли закон, согласно которому в регионе запрещается розничная продажа слабоалкогольных энергетиков, а на продажу безалкогольных тонизирующих напитков устанавливаются ограничения. Теперь их нельзя продавать несовершеннолетним, а также в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта и в местах проведения культурно-массовых мероприятий.
Елена Старосветская
elena_starosvetskаya@mail.ru