Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Чем живут образовательные учреждения города сегодня и что их ждёт завтра
Ирина Гричаникова в городском управлении образования — человек новый. Однако, как отметил на традиционном августовском педсовете мэр города Сергей Боженов, она впечатлила коллег большим количеством идей и энтузиазмом. Мы встретились с Ириной Александровной и поговорили о настоящем и будущем городских школ и детских садов.
— Начнём нашу беседу с самого наболевшего. С увеличением рождаемости растёт длина очередей в детские сады. Что предпринимается управлением образования для решения этой проблемы?
— Учитывая сохранение дефицита мест в детских садах, работа по его сокращению ведётся серьёзная. Один из её механизмов -открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений. Так, в этом году проведена реконструкция помещений в школе № 17, позволяющая открыть дополнительно две дошкольные группы на 60 мест. Таким образом, на базе общеобразовательных учреждений услуги дошкольного образования будут получать 619 детей.
Ещё одним ресурсом решения проблемы дефицита мест является возврат зданий, некогда используемых в системе дошкольного образования. Так, в декабре этого года мы вернём в эту систему здания по ул. Садовая, 75 и Белгородскому проспекту, 62а. Это добавит нам ещё 450 мест.
Многие родители, дожидаясь очереди, определяют своих детей в частные детские сады. Сегодня в Белгороде их 43, из них 10 имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности. Тем не менее, проблема обеспечения местами в детских садах детей, особенно в возрасте до трёх лет, остается актуальной.
— А учреждений общего образования в городе достаточно?
— Здесь тоже наблюдается некоторый дефицит. 1 сентября учебный год начнется для более чем 35 тысяч школьников в 44 муниципальных общеобразовательных учреждениях Белгорода. При этом совокупная проектная мощность наших школ — 30 тысяч мест. В связи с этим, в 23 школах Белгорода более 5 тысяч учеников будут учиться во вторую смену. И здесь нам тоже не обойтись без строительства новых зданий. В декабре 2015 года будет введено в эксплуатацию новое здание школы № 24, где, кстати, также планируется открыть дошкольные группы. В перспективе — строительство школ в микрорайоне Луч и Новый-2.
— Что вы можете сказать о внеурочной занятости школьников?
— Программы дополнительного образования осваивают 92% общего количества детского населения города Белгорода. По данному показателю мы давно уже перевыполнили все федеральные и областные планы. Но наш ориентир — Стратегия развития города Белгорода. Мы должны добиться того, чтобы каждый школьник был вовлечен в соответствии со своими интересами и потребностями в систему дополнительного образования. Решение этой амбициозной задачи мы видим в активном освоении различных образовательных технологий, в использовании разнообразных форм деятельности, в расширении возрастного диапазона программ.
— Сейчас в школах повсеместно вводятся ФГОСы. Готовы ли к этому наши образовательные учреждения?
— Для ряда наших школ ФГОСы не будут чем-то новым. С прошлого года по федеральным образовательным стандартам учатся все начальные классы.
С 1-го сентября 2015 года на федеральный образовательный стандарт перейдут классы основного общего образования.
Постепенно приводятся в соответствие требованиям стандарта кадровые, материально-технические условия образовательных учреждений, совершенствуется система оценки качества образования.
Вместе с тем нам предстоит решить задачу ресурсного обеспечения внеурочной деятельности, оснастить образовательный процесс современным компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием.
Много предстоит сделать по обновлению содержания образования, реализации инновационного потенциала программы развития детских дошкольных учреждений.
— Но ведь в образовательных учреждениях должны не только давать знания, но и прививать нравственные ценности, патриотизм. Что делается в этом направлении?
— Мы абсолютно убеждены, что система образования должна готовить личность с четко выраженной гражданско-патриотической позицией. Большой потенциал в этой работе характерен кадетскому движению. В настоящее время оно реализуется в двенадцати школах города.
С первого сентября 2015 года при содействии УМВД по городу Белгороду ещё в трёх школах (№№ 18,40,46) будут открыты кадетские классы.
Организуя воспитательный процесс на муниципальном уровне, мы столкнулись с необходимостью создания некоего логистического центра, координирующего работу всех образовательных учреждений по патриотическому воспитанию учащихся. Именно поэтому с августа 2015 года началась реализация муниципального проекта по созданию центра патриотического воспитания «Мужество» на базе Дворца детского творчества. Его открытие планируется на январь 2016 года.
Большую роль в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения мы отводим курсу «Белгородоведение», изучение которого начнется в наших школах в наступающем учебном году.
Совершенствование образовательного процесса в современной школе невозможно без использования православия как традиции. И хотя учебные планы в классах, реализующих стандарт нового поколения, не предполагают в качестве обязательного компонента предмет «Православная культура», я еще раз призываю руководителей школ изыскать возможность его включения в образовательные программы либо в качестве вариативной части учебного плана, либо во внеурочной деятельности.
— На днях на встрече мэра с медиками прозвучало, что по статистике, первую группу здоровья сегодня имеют лишь 10-15% школьников. Какая работа проводится для сохранения здоровья детей?
— Многое в процессе сохранения и укрепления здоровья, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но практически весь день дети проводят сначала в детском саду, затем в школе. В связи с этим управлением образования проводится большая работа по здоровьесбережению. Был инициирован проект «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений в муниципальном ДОУ», в реализации которого участвуют 14 дошкольных образовательных учреждений.
Задача сбережения и сохранения здоровья может быть успешно решена только при использовании системного подхода. Такой подход заложен в технологии академика Владимира Базарного, элементы которой успешно используются нашими учреждениями образования. В 2014-2015 учебном году удалось на треть увеличить количество школьников, обучающихся по этой технологии, довести этот показатель почти до 3 тысяч учащихся в 25 школах города.
С 1 сентября 2014 года в школах началась апробация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
В сдаче нормативов комплекса ГТО приняло участие свыше 20 тысяч белгородских школьников.
Кроме того, на укрепление здоровья детей направлен и муниципальный проект по созданию на базе белгородских школ рекреационно-образовательных зон.
— Скажите, в сфере образования сформулированная мэром сверхзадача — обеспечить опережающее развитие города — выполнима?
— Для системы образования идеи опережающего развития особенно близки. Её уникальность как раз и заключается в том, что цели образования направлены в будущее. Каким мы видим ученика будущего? Он здоровый, образованный, воспитанный, всесторонне развитый. Если мы сможем обеспечить юным белгородцам образование высшего качества — возможность развития талантов и способностей по белгородскому стандарту — мы сможем без труда воспитать такого ученика и быть спокойны за завтрашний день.
Подготовила Кира БОРИСОВА