Поводом для этих размышлений послужил праздник, к которому, с одной стороны, большинство из нас относится с уважением, а с другой, не слишком выделяет его из череды прочих профессиональных. Речь идет о Дне пограничника, который страна отмечает в это воскресенье, 28 мая.
Что греха таить, вспоминаем мы о нем порой, только когда видим парней, надевающих в этот день зеленые фуражки и вспоминающих о времени службы в пограничных войсках. Только видится мне, что для Белгорода этот праздник — день особый, повод вспомнить, что граница проходит совсем рядом с нами. Сорок километров — и вот он рубеж. И не важно, есть ли на нем контрольно-следовая полоса и полосатый столб или нет. Граница-понятие, разделяющее многое- идеологию, нравы, сознание, законы, наконец.
О том, что Белгород — город порубежный, за многие десятилетия (да нет- столетия!) мы уже позабыли. И то, что возводился он как крепость на засечной черте, воспринималось фактом из учебника истории. Да, Белгород был форпостом государства Российского. Потом граница отодвигалась все дальше и дальше. Впрочем, юго-западная оконечность России — понятие географическое, и от этого никуда не денешься. Белгород по-прежнему встречал захватчиков, становился на их пути, но принимал уже не первый бой. А заставы были где-то далеко — над буйной Тисой или свирепым Араксом, под знойной Кушкой или у величественного Амура. И кто бы мог подумать, что граница снова появится у самых наших ворот?
Сначала прозрачная, а потом все более и более окрашивающаяся в густой темный цвет. И появятся в Белгороде люди в зеленых фуражках не на празднике, что раз в году, а будут нести повседневную боевую вахту. Но произошло то, что произошло. И снова мы с вами на переднем краю. И снова над некогда самой прозрачной в мире границей «тучи ходят хмуро». Поэтому и День пограничника обретает для нас особый смысл. Люди в зеленых фуражках совсем рядом стоят на страже наших рубежей. А это — особые люди. Их служба и в мирные годы всегда необыкновенно важна и нужна, но заметна тогда только, когда мы подъезжаем к границе. Они — на вокзалах и в аэропортах, на суше и на море.
Когда-то мы свято верили в коммунистическую сказку о том, что заживем единым государством -«без Россий и Латвий», единым человечьим общежитием, как писал поэт. Сейчас, не переставая быть романтиками, мы стали реалистами. Не мы такие. Таков мир. Мир, в котором есть границы, люди, стоящие на страже рубежей. А Белгород — снова форпост Российского государства. А потому у нас, здесь живущих, особая миссия и особое отношение к границе. И к людям, ее охраняющим.
Андрей ЮДИН