Накануне Дня учителя есть повод поговорить о процессе обучения, который сопровождает нас всегда — от рождения до конца дней. И если процесс этот ослабевает или даже затухает, то и развитие наше постепенно сходит на нет. А ведь так быть не должно. Процесс учебы, в идеале своем, нескончаем. Мы учимся всю свою жизнь. По крайней мере, для человека думающего, творческого, развивающегося — процесс становится нескончаемым. А начинается он в детстве. Ребенок, воспринимая окружающий мир, учится у природы, общества, а в первую очередь, конечно, у родителей. Потом — школа. Здесь мальчик или девочка впервые, по большому счету, встречается с настоящими педагогами. Их задача — не только научить ребенка читать, считать, потом азам различных наук, но и быть человеком, подготовить к вступлению во взрослую жизнь, которая из школьных глубин порой кажется огромной и таинственно непостижимой. И, правда, всю ее постичь невозможно. Но выбрать и узнать дорогу, по которой пойдешь -вполне реально. В этом нам помогают наши учителя, наставники, люди, которые по велению сердца посвящают свою жизнь ученикам. Неважно — школьный ли это учитель, спортивный тренер или мастер профессионального обучения. Главное — в другом. Это человек, способный помочь выбрать правильную дорожку в жизни, не вступить на скользкий путь, избежать опасных соблазнов и, в конечном счете, помочь реализовать потенциал,изначально заложенный в каждом из нас.
Роль таких людей огромна. Но есть еще один мощный стимул, который способен сделать из молодого человека зрелого и не позволяет успокаиваться всю жизнь. Это самопознание, саморазвитие, тяга к знаниям. Ее можно воспитать, ей можно научить. Но поддерживать в себе этот огонь тяги к знаниям человек может только самостоятельно. Каждый ли способен на это? Не останавливаемся ли мы на полпути, оставляя вершину мечты непокоренной? Случается и такое. Если не со всеми, то со многими. И через некоторое время человек понимает, что ошибался, сделав так, а не иначе. Свернув с пути, изменив мечте. Но в этом-то и состоит смысл процесса обучения, чтобы учиться, в том числе, и на своих ошибках. А умения эти закладываются в детстве и юности. И, замыкая круг рассуждений, можно еще раз добрым словом вспомнить тех, кто смог стать для нас в эти годы добрым другом, учителем, наставником. И если такой человек был с вами рядом, то, значит, вам повезло.
Андрей ЮДИН