Клейнмихели доказывали это всей своей жизнью
> Исполнилось 225 лет со дня рождения графа П.А. Клейнмихеля, российского государственного деятеля, главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий Российской империи.
Его имя упоминается в знаменитой поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога». Помните строки эпиграфа — разговор в вагоне поезда мальчика Вани с отцом-генералом? «Папаша! Кто строил эту дорогу?» — «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».
Граф оставил после себя серьезное наследие — мосты, шоссе и железные дороги по всей империи, но в людской памяти остался неоднозначным, можно сказать, одиозным персонажем.
Стремительная карьера
С белгородским краем Клейнмихели были связаны своим имением в поселке Ивня тогда еще Курской губернии. После смерти прежнего владельца В.Н. Карамзина в 1879 году село перешло в имение к его родственнику Константину Петровичу Клейнмихелю. Его отцом был граф Пётр Андреевич Клейнмихель.
Он родился в Санкт-Петербурге в 1793 году в немецкой дворянской семье. Фамилия досталась от прадеда, которого за великанский рост прозвали маленький (klein) Михель. Последующие поколения Клейнмихелей обосновались в России, дед и отец служили в армии и при дворе. При рождении Петр по обычаям того времени был зачислен в дворянский полк, до начала службы получил прекрасное домашнее образование.
В 1812 году девятнадцатилетний Петр стал адъютантом всесильного графа Алексея Аракчеева. Юноша быстро продвигался по службе и уже в 1819 году был назначен начальником штаба военных поселений. Смерть Александра I и последовавшая за ней отставка царского фаворита Аракчеева никак не сказались на карьере Петра Андреевича. В 1826 году он уже генерал-адъютант в свите Николая I, сумевший, судя по всему, стать незаменимым сотрудником нового императора.
Клейнмихель брался за любое дело, вне зависимости от собственной компетентности в нём. Он искренне полагал, что усердие способно заменить такие мелочи, как профессионализм.
В 1837 году в Зимнем дворце произошёл пожар. Из-за неисправности печей сгорели два этажа, и именно Клейнмихель вызвался отремонтировать пострадавшее здание в рекордный срок — за год. Успешное и стремительное восстановление дворца принесло Клейнмихелю графский титул, славу и девиз к гербу: «Усердие всё превозмогает».
Незаменим во всех делах
Усердие не оставалось без высочайшего внимания. В начале 1842 года Клейнмихель уже исполнял обязанности военного министра, а в конце того же года занял пост главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями.
Под его руководством были построены первый постоянный мост через Неву и Николаевский цепной мост в Киеве, налажена линия светового телеграфа между Петербургом и Варшавой, возведено новое здание Эрмитажа, продолжилось строительство Исаакиевского собора в столице.
Чрезвычайную энергию, решительность и твёрдость отмечали даже его недоброжелатели. Он обожал писать детальнейшие инструкции, очень аккуратно оформленные и не оставляющие простора для толкования. Того же самого он добивался от подчинённых.
Главным делом Петра Андреевича было сооружение железной дороги между Петербургом и Москвой. До него считалось, что в России строить железные дороги невозможно из-за погодных условий и отсутствия специалистов. Лишь немногие инженеры стажировались за границей, где набирались опыта железнодорожного строительства. Большинство же российских архитекторов и чиновников имело весьма приблизительное представление о технологии постройки.
Пользуясь расположением царя, Клейнмихель сумел оградить сооружение дороги от всяких бюрократических проволочек, обеспечил стройку инструментами, в том числе и первыми американскими землеройными машинами (хотя основные работы все равно выполнялись вручную). Понимая, что требуется выполнить огромный объём работ, Клейнмихель активно привлекал к ним вольнонаемных крестьян. Строительство велось в предельном темпе, условия труда были невероятно тяжёлыми. Рабочие жили в шалашах и землянках, часто вспыхивали эпидемии. Правда, оплата труда была неплохой, поэтому десятки тысяч людей постоянно трудились на сооружении «железки». Именно эта стройка и описана в самых мрачных тонах Н.А. Некрасовым:
Мы надрывались под зноем,
под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи—десятники,
Секло начальство, давила нужда…..
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Для недобросовестных работников граф представлялся настоящим тираном, но в итоге сдержал своё обещание перед императором. Петербург-Московская железная дорога, позднее переименованная в Николаевскую, была построена в срок и открыта в 1851 году. Она имела военно-стратегическое значение, способствовала развитию и экономическому подъему всего северо-западного региона страны.
Однако над головой чиновника уже сгущались тучи. Неуживчивый характер сделал Клейнмихеля предметом массовой нелюбви, даже ненависти. В 1855 году, после смерти Николая I, Александр II отрешил его от должности, оставив почётный, но в действительности малозначительный чин члена Государственного совета. Делами этого учреждения стареющий чиновник практически не занимался.
3 февраля 1869 года Петр Андреевич тихо умер от воспаления лёгких.
Ивнянский наследник
На белгородской земле осталось бывшее поместье Клейнмихелей, которым владел, как говорилось выше, сын Петра Андреевича — Константин Петрович. Константин Клейнмихель — действительный статский советник, почётный гражданин г. Курска, был удостоен многих наград и званий, оправдывая девиз, начертанный на фамильном гербе: «Усердие все превозмогает». Немалые средства он вкладывал в благотворительность, организовывал музыкальные конкурсы для малоимущих. В Ивне построил больницу на 24 койки, где бесплатно оказывалась медицинская помощь населению из ближайших деревень, открыл Александро-Мариинскую церковноприходскую школу с ремесленным отделением. Такие школы в то время назывались «образцовыми»: там было два отделения (мужское и женское), для каждого были приглашены учитель и учительница.
Константин Петрович приложил много сил для развития ивнянского хозяйства. Открыл древесный питомник, заложил плодовый сад, построил оранжереи, развивал торфоразработки, усовершенствовал сахарное производство.
Ивнянское имение было его летней резиденцией и включало в себя, помимо школы и больницы, сахарный завод, несколько мельниц, пять хозяйств и великолепный дворцово-парковый комплекс. В парке с тенистыми аллеями стоял дворец в стиле позднего барокко, в окружении живописного пейзажного парка с каскадом прудов и с системой лесных озер. Ивнянский парк отличался большим разнообразием редких хвойных и лиственных пород деревьев и кустарников. В парке, между дворцом и большим прудом, возвышалась церковь Святой Троицы, у которой находился семейный некрополь.
Клейнмихели владели поместьем до Октябрьской революции. После 1917 года судьба поместья складывалась трагично: главный дом был разграблен, а затем уничтожен пожарами, порушены церковь и некрополь. В начале 1920-х годов в Ивне жил известный советский писатель А.П. Гайдар. В его повести «На графских развалинах» отражены события последних дней усадьбы графа Клейнмихеля.
В настоящее время уцелевшая часть южного крыла дворца приспособлена под детский противотуберкулезный санаторий. Сохранившиеся фрагменты парка и пруды-каскады — украшение поселка Ивня и любимое место отдыха его жителей.
Потомки Клейнмихелей ныне живут во Франции, Германии, Великобритании, США.
Ксения БЕЛОУСЕНКО,
главный библиотекарь
отдела краеведческой литературы
универсальной научной библиотеки