Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Он проводил время в путешествиях, пока случайно не разжег в кузне горн
> Таким Буратино я еще не видел. Мальчуган в железном колпачке не без посторонней помощи умеет ходить, размахивать руками и смотреть по сторонам.
Чтобы он хоть чем-то был похож на своего прототипа, одну руку, одну ногу, туловище, голову и нос автор смастерил из дерева. Игрушку со стальным характером и деревянной душой Андрей Бондаренко отвез в деревню Бывалино Московской области на XIII Международный фестиваль кузнечного искусства. Таким Буратино там тоже не видели.
Андрей колесил по стране и миру, находя в этом единственное для себя удовольствие и стимул к жизни. Моря и океаны, рассветы и туманы, как поется в популярном музыкальном хите, предназначались как будто только для него: он легко и в разных направлениях пересекал географическую систему координат, преодолевая тысячи километров на всех видах транспорта, знакомился с ландшафтами, культурой, традициями людей, населявших тот или иной регион России или страну зарубежья. Неизвестно, сколько бы продолжались такие поездки, если не случай.
Весной 1999-го он вернулся в Белгород из очередного «турне». Встретился с друзьями, которых давно не видел, причем на территории строительного предприятия, где они работали. Внимание привлекло небольшое одноэтажное здание, уже покосившееся и заметно покореженное временем. Кузня, объяснили Андрею, давно не функционирует. Он вошел внутрь, провел рукой по молоту и клещам, открыл дверцу горна, с трудом разжег его, и когда появился жар, вставил в это пекло валявшуюся на полу железку. Что именно но желание подчинить себе металл и создать из него полезную вещь, неожиданно затмило все потребности того дня и жизни в целом. Курс путешествий по отношению к наковальне рухнул мгновенно.
Позже Бондаренко продолжал ездить по стране, но только в качестве участника фестивалей кузнечного искусства. На каждый он привозил новую работу — плод творческого воображения мастера. Вдохновение находит в недрах природы — в загадочно расползающихся по небу облаках, деревьях причудливой формы, синеве шумных рек… Иногда озарение приходит неожиданно: Андрей может несколько дней или недель не прикасаться к инструментам для воплощения задумки, а в два часа ночи вдруг встать и пойти в мастерскую, чтобы начать творить.
Кстати, о начале творчества. Он рисковал тогда в 1999-м, когда, успешно сплющив молотом раскаленное железо, написал мелом на том старом здании слово «кузня». За этим занятием его застала проезжающая мимо на автомобиле женщина.
— Вы кузнец? — спросила она, остановившись.
— Ну да, — неуверенно ответил растерявшийся путешественник.
— Мне нужно десять декоративных светильников. Сделаете?
Отступать и отказываться от слов Андрей не посмел — стыдно стало. Ведь только что публично мелом на стене объявил себя кузнецом. Он принял заказ и даже нарисовал для клиентки эскизы будущего изделия, а как его исполнять, понятия не имел.
— Первым делом отправился в магазин «Промтовары», купил стеклянные плафоны, патроны и прочие принадлежности, -вспоминал мастер. — А варить-то не умею! Позвонил сварщику, попросил помочь, вместе мы и ваяли светильники.
Заказчица, между прочим, осталась довольна, хотя сейчас Андрей считает, что те изделия — чистой воды брак, который и подарить было бы неудобно. А он умудрился продать. Тем не менее, первый заработок потратил на инструменты, потому что кроме молотка и кузнечных клещей больше ничего не имел. Не поленился в библиотеке прочитать все книги о кузнечном деле, азы которого постигал на практике: обжигался, ошибался, не рассчитывал время, температуру в горне, однако терпение и труд все перетерли.
Сейчас Андрею Бондаренко железо поддается без оговорок. В него он вдохнул множество жизней, а оно, обретя второе дыхание и став скульптурой, дарит своему автору силы для воплощения новых идей. Любимых среди них нет, но очень гордится историей создания одной. На профессиональном фестивале в Перми, состоявшемся в прошлом году, Андрей сделал из железа герб Белгорода. Под проливным дождем в течение дня кузнец ковал буквы из названия города и сооружал орла. К вечеру композиция была полностью готова, организаторы прикрепили ее на дуб, где она красуется до сих пор.
…У безмятежности есть предел. По ней бы молотом да по наковальне — и можно обрести второе дыхание или подарить его тому, кто нуждается в нем. Железная логика.
Владимир ПИСАХОВ
Фото автора и из архива Андрея БОНДАРЕНКО