К юбилейной годовщине строительства железной дороги «Старый Оскол — Ржава»
> В истории Великой Отечественной войны есть страницы, рассказывающие о беспримерном мужестве советских людей, сделавших всё возможное и невозможное для приближения победы. К ним относится строительство железной дороги «Старый Оскол — Ржава».
Весной 1943 года в районе Орла, Курска и Белгорода образовалась дугообразная линия фронта протяженностью 550 километров, которая вошла в историю под названием Курская дуга. Этот выступ, глубоко вдававшийся в расположение противника, позволял фашистам осуществить удары по войскам Центрального и Воронежского фронтов. Здесь были сосредоточены до 50 вражеских дивизий, 10 тысяч орудий и миномётов, 2700 танков и более 2000 самолётов.
Зная, что противник воспользуется такой линией обороны, командование Красной армии разработало план летней кампании: в ходе обороны измотать и обескровить врага в районах Орла и Белгорода, а затем перейти в контрнаступление на широком фронте. В связи с этим нужна была новая железная дорога для доставки солдат, военной техники, боеприпасов и продовольствия. Единственная железнодорожная линия, которая была в распоряжении советских войск, Касторная -Курск, не обеспечивала потребности двух фронтов.
8 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол -Ржава». Срок строительства: 15 июня -15 августа 1943 года. За эти два месяца практически вручную требовалось построить железнодорожную линию протяженностью 95 километров.
В фондах Белгородского историко-краеведческого музея хранятся документы о мобилизации жителей края на строительство этой железной дороги и организации комсо-мольско-молодежных бригад. На стройку прибыли около 25 тысяч жителей из Старооскольского, Новооскольского, Чернянского, Боброводворского, Скороднянского и Корочанско-го районов. В основном это были полуголодные женщины, подростки и старики, пережившие ужасы фашистской оккупации. Им предстояло выполнить самые тяжёлые земляные работы, используя только носилки, кирки, лопаты и гужевые подводы. Люди копали землю, перетаскивали её на носилках, в тачках, фартуках, утрамбовывали специальными приспособлениями из брёвен. Лошадей и автомашин не хватало. Но трудности никого не пугали, все знали, что их помощь нужна фронту. Долг перед Родиной и нежелание стать рабами фашистов давали силы для работы.
Для строителей было организовано питание, обеспечена радиотелефонная связь, налажена политмассовая работа, проводились показы кинофильмов, концерты и даже спектакли. Выходили боевые листки, газеты писали о стройке, её лучших людях. Инициаторами в соревновании выступили комсомольские бригады Тамары Семёновой, Александры Севериной, Нины Подтехиной, Дмитрия Михалева, Галины Дехтярёвой. На одной из фотографий, хранящихся в фондах музея, запечатлён момент вручения бригадой Тамары Семёновой переходящего Красного Знамени строительной бригаде-победительнице. 130 комсомольско-молодёжных бригад выполняли свои суточные задания на 180-200 процентов. Каждый рабочий день прибавлял в среднем три километра готового пути. Для того времени, при ручном труде, это были высокие темпы. Работали иногда по две смены подряд, сокращая время на сон и приём пищи.
Многих участников стройки уже нет в живых, но музей хранит память об их трудовом подвиге в документах и фотографиях. Мы видим, как строители комсомольской бригады посёлка Чернянка сооружают насыпь, на носилках переносят землю, как под звуки гармошки танцуют во время короткого перерыва, отвлекаясь от тяжёлых мыслей и усталости.
Гитлеровцы часто совершали налёты на линию, стараясь сорвать или хотя бы затормозить строительство. Но огонь советской зенитной артиллерии не позволял пилотам прицельно сбрасывать бомбы, и люди не прекращали работу. О том, как это было, свидетельствует фотография из фондов музея, сделанная на участке противовоздушной обороны железнодорожной ветки в июле 1943 года. Немецкое командование неоднократно забрасывало в этот район диверсионные группы, самолёты бомбами разрушали железнодорожное полотно, но строители быстро всё восстанавливали.
5 июля началось активное наступление фашистских войск, и строители сделали всё, чтобы ускорить темпы. 17 июля, через 32 дня после начала строительства, линия была сдана в эксплуатацию. Было произведено около 800 тысяч кубометров земляных работ, построено 56 искусственных сооружений, 8 остановочных пунктов, 2 пункта водоснабжения. На следующий день состоялся митинг в честь открытия дороги. Паровоз ЭМ-737-62 провёл от станции Старый Оскол до станции Сараевка машинист Василий Яковлевич Несмеян.
Особое значение железной дороги заключалось в том, что она ускорила доставку грузов к линии фронта на 24-48 часов, так как сократилось расстояние доставки грузов автотранспортом на 120-150 километров.
Машинисты Южной железной дороги ласково прозвали новую магистраль «Оскольчанка», а спустя годы её назовут «Дорогой мужества». Несмотря на то, что не все участники строительства легендарной дороги были награждены орденами и медалями СССР, главной наградой для них стала победа Красной армии в Курской битве, завершившей коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Наталья ВУС, младший научный сотрудник историко—краеведческого музея
Фото из фондов музея