Вступил в действие Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№ 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года). Теперь у органов государственной власти и институтов гражданского общества появились рычаги реагирования на любые попытки нравственно-психологического растления детей посредством средств массовой информации.
Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Павла Астахова.
Поделиться своими впечатлениями о нововведении мы попросили начальника службы правовой и кадровой работы управления образования администрации города Ю.В. Базавлук.
— Расскажите, пожалуйста, на что направлен принятый закон.
— Предусматривается ряд ограничений для публикации материалов в СМИ. В соответствии с законом весь контент (англ. content — содержание) должен классифицироваться производителями либо распространителями информации по пяти возрастным категориям (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). При этом должны учитываться:тематика, жанр, содержание и художественное оформление материала,
особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения публикацией (трансляцей) ущерба здоровью или развитию детей.
Так, согласно законодательным нормам, к категории «18+» относятся информация, которая: побуждает к опасным для жизни действиям или к самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, играть в азартные игры, а также заниматься проституцией и бродяжничеством и т.д.
— Юлия Витальевна, вся ли информация, выходящая в свет, подлежит проверке на соответствие упомянутым нормам?
— Не требуется проведение экспертизы для определения уровня ограничения к показу продукции, которая имеет прокатное удостоверение Министерства культуры Российской Федерации. Вся остальные материалы должны проходить экспертизу. Осуществлять ее будут аккредитованные эксперты и экспертные организации. Результаты исследований различных информационных продуктов будут публиковаться на специальном интернет-ресурсе Роскомнадзора для исключения проведения дублирующих друг друга экспертиз.
— Каким образом родители узнают, что та или иная статья или телепередача имеет возрастное ограничение?
— Информация, ограниченная по возрасту, подлежит маркировке с обозначением допустимой категории. Роскомнадзор обязал телевизионные компании проводить маркировку нежелательных для детей телевизионных передач в виде графического знака, размер которого сопоставим с логотипом телеканала в углу экрана. Демонстрироваться он должен не менее восьми секунд. По закону обязательной маркировке подлежат материалы, которые содержат сцены, ограниченные для показа детям до 16 и до 18 лет. Остальной контент может маркироваться по желанию правообладателя или распространителя. Знак категории информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции.
— Существуют ли временные рамки для трансляции передач, которые не предназначены для просмотра детьми?
— Согласно требованиям закона, теле- и радиопередачи категорий «16+» и «18+» не могут транслироваться с 4 до 23 часов по местному времени, а категорий «6+» и «12+» — с 7 до 21 часа по местному времени. Исключение составляют передачи, передаваемые исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. «Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи… при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию».
Правонарушения в сфере защиты детей от информации влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
— Как отнеслись к этим нововведениям в обществе?
— Положения закона восприняты работниками СМИ неоднозначно. Некоторые из них сочли ряд формулировок документа недостаточно ясными. Не отрицает этого факта и омбудсмен Павел Астахов: «Поправки в 436-й закон, принятые 28 июля 2012 года, вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе и за рубежом. Они содержат достаточно противоречивые меры, эффективность которых покажет правоприменительная практика». Тем не менее, по его мнению, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничение свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей. Закон не регламентирует содержание информационной продукции для взрослых лиц, а лишь устанавливает правила ее распространения в доступное для детей время и в доступной для них форме, а также критерии ее разграничения с информационной продукцией, предназначенной для детей, отмечает пресс-служба омбудсмена.
— Значит, отдельные нормы данного закона в настоящее время требуют доработки и уточнений. Не так ли?
— Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал обобщить рекомендации представителей СМИ по данному закону и «выйти на законодателей с отраслевым заключением по поводу того, что и где нужно поправить». Заместитель главы ведомства Максим Ксензов сообщил, что в октябре Роскомнадзор совместно с депутатами Государственной Думы, Генпрокуратурой, ФАС и представителями СМИ проведет расширенное заседание экспертного совета по данной проблеме. Роскомнадзор намерен в режиме реального времени публиковать на своем сайте рекомендации по применению требований закона на практике.