Мэрия Белгорода наводит порядок в пассажирских перевозках в интересах жителей. Кому невыгодны принимаемые меры?
События последних недель на рынке пассажирских перевозок Белгорода напоминают едва ли не сводки с театра боевых действий. Сообщения некоторых, к счастью, малочисленных информагентств о противостоянии мэрии с одной стороны и водителей, осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, с другой, становятся, увы, самыми читаемыми и комментируемыми. Вместе с тем, очевидно, на стороне властей и закон, и здравый смысл, и поддержка подавляющего большинства горожан. В любом случае, тема эта в настоящее время одна из самых болезненных и затрагивающих интересы огромного количества бел городцев.
Автобусное Гуляй-поле
Проблема перевозок возникла не сегодня и не вчера. Если обратиться к дискуссионным ресурсам Интернета, то тема жалоб на старенькие автобусы (преимущественно производства Павловского автозавода и выпущенные еще в советские времена) и их водителей — в рейтинге упоминаний, к примеру, в небезызвестном «черном списке» лидировала давно.
Ира, Белгород:
Кто остановит нашествие автохлама на улицах Белгорода?
…Экологическая служба реагирует на костер, который зажег на подворье хозяин для того, чтобы сжечь сухую траву. А на ту отраву, что ежедневно выбрасывают в атмосферу старые автобусы из своих дизельных двигателей, внимание никто не обращает. Хотя, может, я и ошибаюсь, купили муниципалам 100 автобусов, наверно, для того, чтобы разрядить обстановку, снизить выбросы. Но ведь это капля в море, по сравнению с количеством старья на маршрутах, перевозящих пассажиров в Белгороде, производящих ремонт во дворах, на стоянках, предназначенных для легкового транспорта. Стоящих на отдыхе в ночное время их можно встретить в любом месте. Где гарантия, что это не послужит какой-нибудь, боюсь этого слова, непоправимой ситуации.
ola1969:
Сегодня утром ехала на автобусе ПАЗ. Водитель всю дорогу с кем-то разговаривал по телефону, а потом просто высадил пассажиров на полосе для движения посередине проспекта Б. Хмельницкого, в районе остановки «Родина», видимо, куда-то торопился и не стал ждать места на остановке.
Lpopov:
Хочу выразить свое возмущение по поводу технического состояния автобусов маршрутов 107-с и 107-т. Недавно ехал на таком из них! Грязные засаленные сиденья, порванная обивка. Какие-то валяющиеся стаканчики под креслами. Ревущий двигатель, будто турбина самолета, черный дым из выхлопной трубы. Уважаемые владельцы таких автобусов, куда вы смотрите? Вам самим не страшно на них покататься!!!???
Вот только несколько сообщений, разные по стилю и по уровню поднимаемых проблем, но одинаково кричащие. Мэрия, действительно, еще в начале этого года декларировала, что с первого сентября ПАЗики исчезнут с белгородских улиц. И когда этого не произошло, многие жители начали выражать свое недоумение: мол, почему слова расходятся с делом? Оказалось, что не расходятся. Мэрия решает ситуацию в правовом поле, а вот некоторые горе-игроки будто считают Белгород неким автомобильным Гуляй-полем.
По закону и здравому смыслу
Кстати сказать, действия городских властей последовательны, и с 2011 года в сфере пассажирских перевозок сделано уже многое. Исчезло «броуновское движение» «ГАЗелей» (да, раньше мы это считали нормой, а теперь понимаем, насколько это было неудобно, небезопасно и во что превращало наш город). Специалисты белорусского НИИ проанализировали транспортную систему Белгорода и дали свои рекомендации, согласно которым нужно делать ставку на автобусы большой вместимости. Разумеется, у нас в городе были выбраны экологически чистые машины на газомоторном топливе. Они пополнили парк муниципального «Городского пассажирского транспорта». Затем, после такого наглядного примера, мэрия выставила схожие условия для других перевозчиков: давайте наших пассажиров будут обслуживать те, кто их уважает, кто готов соблюсти экологические и эстетические требования сегодняшнего дня и главное-требования безопасности.
Важнейшим условием конкурса стало техническое состояние транспорта и соответствие стандарту Евро-4, что позволяет убрать с маршрутов старые, зачастую опасные для жизни автобусы типа ПАЗ.
Победу в конкурсе одержали три компании: «Городской пассажирский транспорт», «Белкомтранс» и «Автомиг».
Проведённый конкурс был направлен на повышение качества обслуживания населения: именно на маршрутные перевозки, как уже отмечалось выше, приходилась в последний год львиная доля жалоб. Он дал возможность законно и вдумчиво выполнить обещания по наведению порядка.
Ну а два перевозчика — «Спутник» и «Таксопарк», под «крылом» которых работали, в основном, частники, даже не подавали заявок на участие. Однако они продолжили выпускать автобусы на линию. Причем ездили по популярным маршрутам, принося убытки законным перевозчикам. Ежедневно, по примерным подсчетам, нелегалы отбирают у них до 300 тысяч рублей прибыли. Причем дело не только и не столько в этом. Автобусы эти зачастую представляют угрозу как для пассажиров, так и окружающего транспорта: как правило, эти машины очень старые и технически неисправны.
— Это компании, которые не участвовали в конкурсе и не заключали договоры. Они являются абсолютно нелегальными перевозчиками, — отметил на состоявшейся в сентябре пресс-конференции вице-мэр Белгорода Константин Полежаев.
Сначала с нелегалами боролись штрафами. Каждого водителя маршрутки могли в среднем оштрафовать на 1800 рублей.
В рамках борьбы с нелегальными перевозчиками была создана рабочая группа, которая провела около 50 рейдов. По их результатам, остановлено 254 единицы транспорта, составлено более 200 протоколов об административных правонарушениях.
Однако затем начали принимать более серьезные меры — эвакуировать машины: более 50 автобусов были отправлены на штрафстоянку. В мэрии подчеркнули, что все эти транспортные средства работали на улицах города незаконно и имели технические неисправности. Кроме того, на штрафстоян-ки отправился транспорт, припаркованный во дворах с нарушениями Правил благоустройства территории города Белгорода, в том числе и автобусы, которые водители любят ставить в жилых массивах. Это было сделано по многочисленным жалобам жителей города, которые сетуют на затруднённый проезд во дворах, в том числе для спецтехники.
Кошелёк или жизнь?
Между тем, недовольные водители решили жаловаться во все возможные инстанции, вместо того, чтобы «выйти из тени» и спокойно работать — ведь в городе сотни вакансий в транспортных компаниях.
Директор транспортно-пассажирской компании «Белкомтранс» Павел Орлов предлагает им перейти на легальное положение и продолжать зарабатывать, но уже законно.
— Правда у нас есть свои условия отбора, — уточняет он. — Если мы кому и отказываем, то по единственной причине: автобус ужасный. Мы не будем брать на себя ответственность ставить его на маршрут.
Эти события всколыхнули население. Что делать — больно животрепещущая тема. И опять обратимся к соцсетям, вот только некоторые комментарии.
Алёна:
А эти маршрутчики своим мозгам не пытались жаловаться? На их убитых автобусах я кататься не согласна, вчера особого напряжения не заметила ни с горы, ни по центру. Пусть и дальше сидят дома!
Петр:
А в чем, собственно, нарушения со стороны города? В том, что пытаются обезопасить пассажиров от нелегальных водителей, которые подвергают их жизнь риску, или нарушение в том, что пытаются вычислить автобусы, сделать их удобнее и комфортабельнее!?
31-й:
Ну-ну… когда гробовозки (газели) с маршрутов убирали — тоже многие возмущались, а сейчас никто и не вспоминает, а все потому, что, вероятно, людям со стороны виднее, как удобнее будет и городу, и населению, а толпа — толпа она во все времена и народы славилась буйной и неспокойной бабой.
Гость:
Хватит стонать! Надо привыкать жить по-человечески, да ездить на нормальных автобусах, как всё цивилизованное человечество, а то привыкли давиться в этих полуржавых «Пазиках», где и сесть-то по-человечески невозможно. Их давно пора в принудительном порядке убрать из города без суда — это же настоящие труповозки!
Оксана:
Меня ничего не бесит, не тот случай… Но контроль за ними давно пора усилить… Плюс не только в меня въехали, но и женщин убили на пешеходном переходе по той же причине (отказали тормоза), и опять «Пазик» , се ля ви…
Последний случай, о котором упоминается выше, кстати, наиболее показателен, и в нем, как в капле воды, отразились проблемы «вольных перевозчиков». Напомним, у ПАЗика на улице Костюкова отказали тормоза и он вылетел на тротуар, задавив двух женщин. Всем ли стало ясно, что так дальше продолжаться не может?
…А караван идёт
Итог этого непростого для транспортной системы нашего города периода — уже несколько дней нелегальные маршрутки не появляются на улицах Белгорода. А появятся они или нет вновь — зависит от всех нас, пассажиров и водителей, граждан своего города, дорогие горожане.
Наверное, невозможно не согласиться с тем, что нам всем хочется ездить в человеческих условиях, не дышать пылью и бензиновыми выхлопами, тем более, не подвергать свою жизнь опасности. А что на другой чаше весов? Какие выгоды может принести работа нелегалов? Возможность уехать на пару минут раньше? Даже это преимущество крайне сомнительно, если учитывать ту толчею, что порой привносят автобусы, втискивающиеся чуть ли не друг в друга на остановках, пробки на подъездах к ним.
Мэрия Белгорода сейчас имеет четкий план действий по организации пассажирских перевозок в областном центре. Сейчас происходит плавное обновление транспорта. В ближайшее время планируется окончательно отладить систему пассажирских перевозок. Создадут удобное и точное расписание, которому будут следовать водители (зная, что на повороте их не обгонит нелегал и не заберёт всех пассажиров). Человек подойдёт на остановку, зная, во сколько подъедет автобус. И если такое намерение осуществится, то и одна из самых животрепещущих белгородских проблем решится окончательно.
И если не вставлять палки в колеса или, если угодно, ПАЗики в дорожное движение, то результаты мы получим очень скоро.