Традиционная книга (а сегодня еще и электронная) раскрывает перед читателем особый мир, наполненный яркими и порой незабываемыми моментами. Однако все чаще молодым людям навязывают общепринятую точку зрения, пренебрегая личностным мнением. А всему виной внедрение новых образовательных стандартов.
Когда читаешь художественное произведение, то чувствуешь его. Закрывая книгу на последней странице, каждый непременно получает какую-то долю красочных впечатлений, которые не забываются… И начинается период размышлений. Но что делать, когда тебе начинают навязывать чужие взгляды, а еще хуже — чувства и впечатления? Когда диктуют, где ты должен проронить слезу, а где рассмеяться? Твое личное понимание художественного произведения никого не интересует: преподаватель знает гораздо больше тебя, поэтому внимай речам того, кто отражает правильный идеологический подход к проблематике романа, кто дает стандартное обоснование поступков героя.
А ведь литература предполагает развитие индивидуального мышления, она способна влиять на формирование мировоззрения человека, его нравственных идеалов. Но выходит, что мы постоянно должны заучивать правильный (стандартный!) ответ на вопрос. Почему же Акакия Акакиевича Башмачкина нельзя называть жалким человеком, если на деле он таковым является!
Все мы знаем, что не бывает одинаковых людей и одинаковых мнений. Тогда по какой причине некоторые люди решили, что ученик, сдающий ЕГЭ по литературе, обязательно должен написать ТАК, а не иначе? Для чего кому-то понадобилось подчинить такой вольнолюбивый предмет, как литература, Единому государственному экзамену?
Представьте цветущую розу с нежным бутончиком. Снаружи все розы как розы, но внутри каждой наблюдаются значительные изменения при росте: они отличны друг от друга. И тут хозяин окунает розы в воду с красителем, дабы изменить внешность цветка. Что происходит? Химическое окрашивание, в результате которого прекрасные цветы гибнут, не выдерживая искусственности. Разве с человеком не происходит то же самое, когда в его естественную почву вторгается кто-то, желающий сделать его таким, как все?
Вспоминается интересная фраза: «Школа — это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы». Согласны вы с этим или же нет, но, как говорил Лука в пьесе Максима Горького «На дне»: «Во что веришь, то и есть». Верьте только своим ощущениям и не отказывайтесь от собственных впечатлений.
Наталья Детянцева