20 сентября ветеран войны Михаил Мальцев отмечает 90-летие
Мы созвонились с Михаилом Павловичем по мобильному. Уже этого факта было достаточно для того, чтобы понять, что общаться предстоит с человеком активным.
— Усаживайтесь поудобнее, разговор предстоит длинный, ведь жизнь у меня была долгая, непростая и интересная, — приветливо встретил меня Михаил Павлович.
Есть люди, беседуя с которыми понимаешь, как мелки и незначительны те вещи, которые мы называем проблемами. Люди, которые смогли пройти через огромное количество, казалось бы, непреодолимых трудностей и не утратить любовь к жизни. Михаил Павлович именно такой.
В июне 41-го…
Михаил Мальцев родился в селе Михайловка Белгородского района, в Песках (сейчас они входят в состав города) в семье железнодорожника. Уже позже я узнала, что Михаил Павлович — представитель одной из старейших белгородских железнодорожных династий, начало которой положено около 120 лет назад.
С детства мечтал стать летчиком, по окончании семи классов, в 1941 году, решил реализовать свою мечту и поступил в Харьковскую летную школу, успешно сдав экзамены и пройдя медицинские комиссии. Но начать учебу так и не пришлось: свои корректировки в жизненные планы внесла война.
«Мы еще ничего не знали о начавшейся войне, для нас это было обычное мирное утро, которое, видимо, еще было таким же спокойным и мирным во многих селах, деревнях, городских и сельских домах и квартирах. И вдруг прибежала запыхавшаяся, с расстроенным лицом мама. Первое слово, которое она произнесла, войдя во двор, было «война», — пишет Михаил Павлович в своей книге.
В Харьков он все же поехал, с двумя лучшими друзьями, тоже поступившими в летное, но не на уроки, а на оборонительные работы: они вместе с тысячами других людей рыли глубокий противотанковый ров.
Позже была эвакуация школы на восток, в сторону Семипалатинска. Четко, до мелочей, Михаил Павлович помнит каждый день, каждую фамилию, помнит, во что были одеты курсанты и чем питались.
— Вы представьте наше психологическое состояние: судьба нас, совсем мальчишек, выбросила в океан жизни, и мы понеслись по нему как щепки. Не знали, где наша семья, что с нашими родными, ежедневно все гурьбой садились вокруг радио в надежде что-нибудь услышать, — говорит он.
Многие ребята тяготились учебы, считая, что они, пятнадцати-шестнадцатилетние уже готовы к подвигам, и убегали на фронт. Сбежал и Михаил. Волею судьбы попал в Даурию, где его начали обучать военному делу.
Эти условия были далеки от школьных: ежедневные многочасовые тренировки, тяжелые условия проживания, плохое питание. Ярко описывает Михаил Павлович эпизоды, характеризующие тяготы того периода:
— Нам давали по куску хлеба и одному котелку галушек (кусков ржаного теста в воде) на двоих. Ложки у меня не было, как следствие, моему напарнику по котелку доставалось практически все. Для того чтобы получить ложку, нужно было 10 дней отдавать свой хлеб. Я получил, — вспоминает он.
В итоге, бывший курсант, спортсмен постоянно тяжело болел, много времени проводил в госпиталях, однажды, во время заболевания малярией, едва не расстался с жизнью.
Полноценно участвовать в войне Михаил Мальцев начал в конце 1943 года, в качестве артиллериста, хоть и обучение прошел на летчика и пехотинца. После освоить ему пришлось и науку вождения танка.
В самом крупном своем бою, в операции «Багратион», он участвовал именно как танкист.
«Танки буквально ревели, извергая из выхлопных труб двигателей огонь и клубы черного дыма, продираясь через заболоченную, объятую огнем Белоруссию к границам Латвии и Литвы. Двигались мы и днем, и ночью без сна и отдыха», — пишет ветеран об операции.
Тогда Михаилу Мальцеву было всего девятнадцать.
Железная дорога
Войну он прошел до конца, испытал и увидел немало. Эти годы навеки запечатлелись в его памяти, Михаил Павлович рассказывает о войне так, будто она закончилась только вчера.
С болью вспоминает он послевоенный родной Белгород, в который вернулся через некоторое время после окончания Великой Отечественной. Копоть, руины, пустые разбитые улицы.
Здесь он получил специальность машиниста паровоза и, как отец и дед, пришел работать в локомотивное депо. Был кочегаром, помощником машиниста, машинистом, некоторое время работал в Калуге. Позже снова вернулся в Белгород. После тяжелой травмы позвоночника посвятил себя партийной работе.
Железной дороге он отдал всю свою жизнь. Был награжден медалями «Отличник железнодорожного транспорта», бронзовой и серебряной медалью «За заслуги перед ГДР» (Белгородское локомотивное депо поддерживало связи с предприятием города Майнинген), медалью «Ветеран труда».
Его наследие
Мы общаемся в квартире Михаила Павловича. Стены комнаты украшают фотографии членов его большой семьи: детей, внуков и правнуков. Все они дружны между собой и помогают близким, часто встречаются и слушают дедовы истории о героическом прошлом.
Делится своими историями Михаил Мальцев и со школьниками, иногда встречается с ребятами в рамках открытых уроков.
Вообще, ветеран ведет весьма активную жизнь. Он, как и прежде — в строю: несмотря на травмы военных лет и трудовых будней, сохранил удивительную повседневную и творческую работоспособность, находит время и силы для общественных дел, много времени посвящает творчеству.
Все люди, которых Михаил Павлович встречал на своем пути: близкие и далекие, важные и не очень, те, кто оказал большое влияние на формирование его личности, или просто случайные прохожие — все они остались не только в памяти ветерана, но и на страницах его книги, которую Михаил Мальцев назвал «Честное слово».
На столике у его кровати три увесистых красных тома. Идея написать мемуары самому Михаилу Павловичу не принадлежала. Однажды к нему пришла девушка-студентка, сообщила, что ее приставили к ветерану для помощи в написании воспоминаний о войне. И, сам того не ожидая, ветеран, бывший машинист, стал писателем.
— У меня ведь нет никакого образования, я не умею писать профессионально. Но, оказалось, это легко, когда пишешь о том, что пережил, что оставило в душе глубокие борозды, — рассказывает Михаил Павлович.
Сейчас он продолжает излагать на бумаге самые интересные факты своего жизненного пути, работает над очередной рукописью.
А еще он пишет стихи. О политике, житейских проблемах, взаимоотношениях. Помогает с редакцией и публикацией ему все та же девушка, которая, правда, уже давно не студентка, Диана Эюпова.
— Я прошел тяжелый путь, полный лишений, утрат, разочарований. Моя жизнь была сложной, но, если бы она не была таковой, я считаю, она бы утратила свою ценность, — заключает мой собеседник.
А в итоге, наверно, счастливым я был,
Потому что я жил, и страдал, и любил.
Были в жизни и радость, и горе, бывало и больно,
Но жизнь свою прожил я все же достойно.
М. Мальцев
Фото из архива Михаила Мальцева